приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ: Сергей Ходнев
Повторение совершенства.
Пирамиды в Гизе
IX-MMIII - 07.01.2004

Общий вид комплекса пирамид в Гизе. Совершенство формы пирамиды можно повторять сколько угодно, это повторение только завораживает, но не приедается. От самой большой пирамиды до маленьких пирамид у подножия гигантов сохраняется одна форма, а меняется только масштаб. Но «зацепиться» не за что: меры, обозначения масштаба нигде нет

Уже двести лет протекло с момента эффектного наполеоновского спича, – а века все смотрят с шершавых известняковых верхушек. Как смотрели тогда, когда арабы растаскивали наружную облицовку на строительство Каира, и когда ученые александрийцы вносили пирамиды в уточненный список чудес света, и когда древние египтяне времен Нового Царства приезжали в турпоездки на плато Гизы (благо уже для них это была легендарная старина). Внутри уже давным-давно нет никаких фараонов, но каждый школьник знает, что когда-то они там лежали. Хеопс – в самой большой, Хефрен – в той, что чуть поменьше, а Микерин – в самой маленькой.

И действительно лежали. Точнее, царствовали над вечностью из своих замурованных каменных клетушек, вооруженные, фигурально выражаясь, до своих мумифицированных зубов всеми утонченнейшими достижениями египетской религиозной мысли. Читая тексты «Книги Мертвых», пересыпанные увещеваниями не разглашать излагаемые таинства, невольно чувствуешь себя профаном, нагло сующим нос в то, что тебе ни под каким видом не должно становиться известно. (В общем-то, такое же ощущение, только почти физически явственное, настигает и в самих погребальных камерах.) Это не просто какие-то там «загробные верования», это изощреннейшее богословие потусторонней жизни, с мириадами локусов, духов, непонятных существ и богов, которые все время перечисляются, действуют, сталкиваются и отождествляются то друг с другом, то с частями тела покойного, то с определенными перипетиями загробного существования.

Общий план комплекса в Гизе, показывающий взаимное расположение трех гигантов. Сверху вниз: пирамида Хеопса (Хуфу), пирамида Хефрена (Хафре) и пирамида Микерина (Менкаура)

В общем, глубина неудобозримая. Но во всем этом есть одно совершенно обескураживающее обстоятельство: это цели, которым служат все эти тайны тайн. Они прямо-таки подкупающе просты. Пусть я, имярек, обрету славу на небе, могущество на земле и торжество в подземном царстве. Или, чтобы совсем конкретно – «пусть дадут мне хлеба в доме прохлады, и съестные дары в Гелиополе, и усадьбу в вечное владение на Полях Иару с полями пшеницы и ячменя». Читаешь какое-нибудь заклинание, от которого мороз с удвоенной силой пробирает, и вдруг узнаешь, что оно всего-то для того, чтобы покойный не пил «там» грязную воду. Или чтобы он, не дай Осирис, не потерял пальцы левой ноги. Или научился превращаться в разных зверушек и птичек, причем, вероятно, скорее теоретически, нежели практически. Я уж не буду упоминать о таких вещах, как высокоодухотворенная способность охотиться на загробных уток – а на этот счет тоже есть свои формулы. Как и насчет таких занятий, о которых египтологи старой школы имели обыкновение, краснея, писать исключительно по-латыни.

Что-то такое же – контраст между размахом воплощения и узостью конкретной цели – есть и в самих пирамидах. Не случайно их уже несколько тысячелетий пытаются как-то объяснить. Не может, мол, вот это быть только для того, чтобы фараон такой-то получил усадебку на Полях Иару. Геродот, а за ним и вся античность, видели в пирамидах исключительно проявление суетного тщеславия – еще и антинародного при этом. В Средние века придумали очаровательную гипотезу, что пирамиды – это житницы Иосифа, и в Сан-Марко даже есть мозаичное изображение египтян, складирующих в них пшеницу. А уж сколько фантазий на этот счет (надо признать, куда более бредовых) появилось в последние сто лет, и не счесть. Всем хочется придать этим сооружениям хоть какую-то посюстороннюю утилитарность, хотя бы и с абсурдным привкусом. Если не житница, значит, эдакий краткий курс высшей математики, сотворенный доброхотным старанием не то атлантов, не то инопланетян.

Две главные пирамиды, Хеопса и Хефрена с сохранившейся облицовкой верха). Вид с птичьего полета. У основания пирамид – заупокойные храмы фараонов, а также малые пирамиды и мастабы – гробницы вельмож

С математикой, действительно, у египтян было все в порядке – без точнейших математических, инженерных и, конечно, управленческих расчетов соорудить такое невозможно. На самом деле ничего потрясающего в этом нет, если только не вбивать себе в голову, что сумма измерений пирамиды выглядит очевидным намеком, скажем, на химическую формулу бензина: такой или приблизительно такой суммой знаний располагали практически все наиболее развитые из древних цивилизаций по всему земному шару. Другой момент крайнего потрясения, разумеется, размеры. «Горизонт Хуфу», она же пирамида Хеопса, – 146 м высоты, 2500000 куб. м объема. «Великий Хафра» (пирамида Хефрена) – 143 м высоты, 1659200 куб. м объема. Наконец, «Богоподобный Менкаура», или пирамида Микерина, – всего-то 66 м в высоту. По подсчетам Наполеона, из совокупного объема использованного камня можно было бы выстроить стену высотой в 3 м и толщиной 30 см, опоясывающую всю тогдашнюю Францию. Позже английские археологи пустили соображение, что все церкви и соборы Британии содержат меньше камня, чем три исполина Гизы. Проверить затруднительно, но впечатляет. А ведь при этом не считается объем всего комплекса, который окружал каждую из пирамид: наружная стена, «пирамиды-спутницы», заупокойный храм, проложенная по высоким гранитным плитам дорога, ведущая к гавани специального канала, прорытого от Нила, и еще один храм у причала. Да еще колоссальный «город мертвых» (ближе к пирамидам – знать, поодаль – сами строители, от главноуправляющих до рабочих), окружавший пирамиды строго регулярными «кварталами», плюс Сфинкс со своим храмом.

далее>>

вверх

 Ответ

   
 

07.01.2004 IX-MMIII
Григорий Ревзин
Архитектурная апофатика

   

  Ответ / Абсолютная архитектура

   

07.01.2004 IX-MMIII
Сергей Ходнев
Повторение совершенства.
Пирамиды в Гизе

   

07.01.2004 IX-MMIII
Владимир Седов
Умножение сходных величин.
Монастырь Пантократора в Константинополе

   

07.01.2004 IX-MMIII
Владимир Седов
Распространение порядка.
Двенадцать коллегий

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна