приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ: Владимир Седов
Умножение сходных величин.
Монастырь Пантократора в Константинополе
IX-MMIII - 07.01.2004

В интерьере южной церкви монастыря Пантократора в Константинополе собраны все качества абсолютной архитектуры Византии: центричность, спокойствие, величественность и таинственность. Этот набор не менялся, хотя менялись детали

Как бы путешественник ни подходил к монастырю Пантократора (сейчас он называется Зейрек Джами) – от проложенного не столь давно бульвара Ататюрка вверх к полуразрушенным террасам или через запутанную сеть улочек одного из беднейших кварталов Стамбула вниз – первое ощущение всегда будет шокирующим: вместо ожидаемого византийского шедевра внезапно вырастает предстающая слишком вблизи и в невыгодном ракурсе махина, с трудом раскладываемая на составные части. Это только на самый первый взгляд, а простое вглядывание и более подробный обход показывают, что перед зрителем удивительная композиция из трех храмов, ориентированных и решенных примерно одинаково и объединенных общим нартексом. Эта композиция сложилась последовательно, но с первого взгляда это незаметно, и глаз кружится в повторениях, не в силах выделить ни центра композиции, ни ее периферии, ни главных и второстепенных акцентов. Три схожих храма – то ли сгущение построек одного типа, то ли разложение некогда большого объема на много маленьких.

Восточный фасад монастыря. Храмы выстроены в разное время, но собраны в композицию из схожих объемов, нанизанных на ось. В принципе такая композиция бесконечна и может составить город, но в реальности это – предел.

Мужской монастырь Пантократора, Христа Вседержителя, возник в начале XII века как усыпальница рода Комнинов. Основала его Ирина, жена второго императора из этого рода, Иоанна II Комнина (1118–1143). Здесь была похоронена сама Ирина (1126), затем ее муж, а потом и их сын, император Мануил Комнин (1143– 1180), построивший для своей великолепной и поистине легендарной гробницы особое помещение, храм–героон («могилу героя»), посвященный Михаилу Архангелу. Этот храм-усыпальница расположен между двух других, из которых южный посвящен Пантократору, а северный – Богородице. Еще раньше в одном из храмов была похоронена Берта (1158), жена Мануила. И много позже, в XIV–XV веках, в монастырских храмах погребались императоры и члены другой царской фамилии – Палеологов.

План монастыря Пантократора. Справа – южный храм императора Иоанна Комнина, слева – более поздний и почти такой же северный храм. В центре – храм-усыпальница императора Мануила Комнина

Основную проблему, и на настоящий момент решенную только вчерне, представляет взаимная хронология монастырских церквей. Вначале, по всей видимости, был построен южный храм Пантократора, одноглавый, трехабсидный, с четырьмя опорами. Он был сооружен до смерти Иоанна II, то есть до 1143 года, а вернее – до 1136 года, когда он уже упоминается в монастырском уставе – Типиконе. Это самый большой из трех монастырских храмов (он больше всех известных византийских храмов этого типа и этого времени), самый монументальный и самый богато развитый: с запада к нему примыкает обширный нартекс (притвор) и не менее крупный внешний притвор (экзонартекс).

Западный фасад монастырского комплекса. Это нартекс, притвор, общий для северного храма (виден слева) и усыпальницы Мануила (прясло справа и барабан за ним). Композиция фасада строится по тому же принципу, что и весь комплекс: однотипные детали множатся и составляются в ряды. В данном случае это ряды арок и арочных закомар

Северный храм поменьше, он тоже одноглавый, трехабсидный и с четырьмя опорами, был сооружен позднее, но произошло ли это еще при Иоанне II или уже при Мануиле – неизвестно. Этот храм Богородицы, куда каждую пятницу переносили для торжественной службы икону Одигитрии из императорского дворца, был, кажется, поставлен так, что между ним и храмом Пантократора оставалось свободное пространство, а нартексы этих церквей при этом были соединены торцами. Странное объединение двух схожих храмов в П-образный комплекс, не правда ли?

И, наконец, при императоре Мануиле, готовившем место своего погребения и свозившем к нему драгоценные реликвии – икону Димитрия Солунского из Салоник и каменную доску, на которой было положено тело Спасителя после смерти, – между двумя храмами втиснута продолговатая церковь Михаила Архангела, принадлежащая к сокращенному типу (с пристенными столбами, а не со свободными опорами), но усложненная тем, что помимо овального купола над основным пространством она имеет пониженный и круглый купол над вимой, над увеличенным богослужебным пространством перед абсидой.

далее>>

вверх

 Ответ

   
 

07.01.2004 IX-MMIII
Григорий Ревзин
Архитектурная апофатика

   

  Ответ / Абсолютная архитектура

   

07.01.2004 IX-MMIII
Сергей Ходнев
Повторение совершенства.
Пирамиды в Гизе

   

07.01.2004 IX-MMIII
Владимир Седов
Умножение сходных величин.
Монастырь Пантократора в Константинополе

   

07.01.2004 IX-MMIII
Владимир Седов
Распространение порядка.
Двенадцать коллегий

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна