|
|
Ответ: Владимир Седов
Умножение сходных величин.
Монастырь Пантократора в Константинополе
IX-MMIII - 07.01.2004
В интерьере южной церкви
монастыря Пантократора в
Константинополе собраны
все качества абсолютной
архитектуры Византии:
центричность,
спокойствие, величественность и таинственность.
Этот набор не менялся,
хотя менялись детали
Как бы путешественник ни подходил к
монастырю Пантократора (сейчас он
называется Зейрек Джами) – от проложенного не столь давно бульвара Ататюрка
вверх к полуразрушенным террасам или
через запутанную сеть улочек одного из
беднейших кварталов Стамбула вниз –
первое ощущение всегда будет шокирующим: вместо ожидаемого византийского
шедевра внезапно вырастает предстающая
слишком вблизи и в невыгодном ракурсе
махина, с трудом раскладываемая на
составные части. Это только на самый
первый взгляд, а простое вглядывание и
более подробный обход показывают, что
перед зрителем удивительная композиция
из трех храмов, ориентированных и
решенных примерно одинаково и объединенных общим нартексом. Эта композиция сложилась последовательно, но с
первого взгляда это незаметно, и глаз
кружится в повторениях, не в силах
выделить ни центра композиции, ни ее
периферии, ни главных и второстепенных
акцентов. Три схожих храма – то ли
сгущение построек одного типа, то ли
разложение некогда большого объема на
много маленьких.
Восточный фасад монастыря. Храмы выстроены в
разное время, но собраны в
композицию из схожих объемов, нанизанных на ось. В принципе такая
композиция бесконечна и
может составить город, но
в реальности это – предел.
Мужской монастырь Пантократора,
Христа Вседержителя, возник в начале XII
века как усыпальница рода Комнинов.
Основала его Ирина, жена второго императора из этого рода, Иоанна II Комнина
(1118–1143). Здесь была похоронена сама
Ирина (1126), затем ее муж, а потом и их
сын, император Мануил Комнин (1143–
1180), построивший для своей великолепной и поистине легендарной гробницы
особое помещение, храм–героон («могилу
героя»), посвященный Михаилу Архангелу. Этот храм-усыпальница расположен
между двух других, из которых южный
посвящен Пантократору, а северный –
Богородице. Еще раньше в одном из
храмов была похоронена Берта (1158),
жена Мануила. И много позже, в XIV–XV
веках, в монастырских храмах погребались императоры и члены другой царской
фамилии – Палеологов.
План монастыря
Пантократора.
Справа – южный храм
императора Иоанна
Комнина, слева – более
поздний и почти такой же
северный храм. В центре –
храм-усыпальница
императора Мануила
Комнина
Основную проблему, и на настоящий
момент решенную только вчерне, представляет взаимная хронология монастырских
церквей. Вначале, по всей видимости, был
построен южный храм Пантократора,
одноглавый, трехабсидный, с четырьмя опорами. Он был сооружен до смерти
Иоанна II, то есть до 1143 года, а вернее –
до 1136 года, когда он уже упоминается
в монастырском уставе – Типиконе. Это
самый большой из трех монастырских
храмов (он больше всех известных византийских храмов этого типа и этого времени), самый монументальный и самый
богато развитый: с запада к нему примыкает обширный нартекс (притвор) и не
менее крупный внешний притвор
(экзонартекс).
Западный фасад
монастырского комплекса.
Это нартекс, притвор,
общий для северного
храма (виден слева) и
усыпальницы Мануила
(прясло справа и барабан
за ним). Композиция
фасада строится по тому
же принципу, что и весь
комплекс: однотипные
детали множатся и
составляются в ряды.
В данном случае это ряды
арок и арочных закомар
Северный храм поменьше, он тоже одноглавый, трехабсидный и с четырьмя
опорами, был сооружен позднее, но
произошло ли это еще при Иоанне II или
уже при Мануиле – неизвестно. Этот храм
Богородицы, куда каждую пятницу
переносили для торжественной службы
икону Одигитрии из императорского
дворца, был, кажется, поставлен так, что
между ним и храмом Пантократора
оставалось свободное пространство, а
нартексы этих церквей при этом были
соединены торцами. Странное объединение двух схожих храмов в П-образный
комплекс, не правда ли?
И, наконец, при императоре Мануиле, готовившем место своего погребения и
свозившем к нему драгоценные реликвии
– икону Димитрия Солунского из Салоник
и каменную доску, на которой было положено тело Спасителя после смерти, –
между двумя храмами втиснута продолговатая церковь Михаила Архангела,
принадлежащая к сокращенному типу (с пристенными столбами, а не со свободными опорами), но усложненная тем, что
помимо овального купола над основным
пространством она имеет пониженный и
круглый купол над вимой, над увеличенным богослужебным пространством перед
абсидой.
далее>>
вверх
|
|
| | |
| |
|
| | |
Ответ / Абсолютная
архитектура |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
|