|
|
Ответ: Сергей Ходнев
Темницы.
«Carceri» Джованни Баттиста Пиранези
VIII-MMIII - 31.10.2003
Лист V
«Барельефы со львами»
Во-первых, по «Тюрьмам» видно,
что Пиранези прекрасно усвоил приемы
обращения с иллюзорной перспективой.
Во-вторых, нужно уяснить себе, какое
место темница имела среди обычных
декорационных «локусов» тогдашней
оперы. Опера середины XVIII века,
построенная на математически выверенных классицистических либретто
Метастазио и его эпигонов, разыгрывалась
почти исключительно в рукотворном
антураже: разнообразные дворцовые
интерьеры, дворы, площади, храмы,
возделанные сады – так уж были устроены
каноны жанра. Естественная природа
в декорациях появлялась крайне редко
– какой-нибудь там морской или речной
берег, да и то чаще всего с грандиозной
«палаткой полководца». И еще были
темницы. Героям полагалось проходить
через многоразличные испытания,
и заключение в тюрьме было одним
из наиболее частых. В тюрьме они
нравственно страдают, сетуют на судьбу,
гордо бранятся с тиранами, прощаются
с жизнью (не насовсем, правда) или,
наконец, чудесно спасаются из оков.
Трудно, конечно, расценивать оперные
либретто того времени как солярные
мифы, но все равно некая общность тут
налицо: темница – противофаза неизбежному хэппи-энду, блистательному
торжеству доблести, как бы микросмерть,
предшествующая микровоскресению.
А раз так, то предначертан не только
ассоциативный, но и образный ряд:
потемки, яма, земля, суровый камень
– одним словом, пещера.
Подземными или полуподземными
– пещерными – оперные темницы и мыслились. А поскольку и традиции тогдашней
сценографии, и общий «высокий штиль»
opera seria очень располагали к гигантомании, то художники сцены, с которыми
Пиранези общался в Риме, навыкли
изображать эти самые тюрьмы совершенно
подавляющими по своей грандиозности.
То есть это было просто соблюдение
масштаба: если в предыдущей сцене была
дворцовая зала, в которой – если поверить
иллюзии – несколько Пантеонов могли
бы станцевать сарабанду, то странно
было бы после этого показывать зрителю тесную конуру с крысами и парашей.
Так что сам масштаб, на который
замахнулся Пиранези в своих фантазмах,
новаторством не был, как не был новинкой
формальный язык «Тюрем»: те же
мостики, лестницы, свисающие фонари,
арки «дикого камня», мрачные балконы
и прочее можно с легкостью отыскать в
театральных декорациях того времени
(например, у Дж.Бибиена в берлинской
постановке «Монтесумы» К.Г.Грауна).
Другое дело, что у них эти темницы
выглядят погалантнее и попричесаннее.
Они развлекают, они отражают кое-как
наклевывающийся вкус к готическому,
но не пугают. У Пиранези все, безусловно,
куда острее и страшнее – при всем
иконографическом родстве на фоне
его «Тюрем» сложно себе представить
сопранистов в рокайльных «латах», риторически вопиющих к звездам. Недаром,
говоря о «Тюрьмах», зачастую уподобляют
их образам ада: не только потому, что
беспросветно и бесцельно странствование
по этим залам, которые очень трудно
помыслить себе в виде какой-то конечной
и обусловленной логичным планом структурой. Суть инфернальности «Carceri» – в
ощущении неимоверного одиночества: те
немногие пигмеи, что бродят и страдают
под гравированными сводами, не связаны
друг с другом ничем, кроме разве что
разделяемых и причиняемых мук.
Лист VIII
«Подъемный мост»
Настоящие спелеологи, посвятившие
себя обыскиванию на свой страх и риск
подземных лабиринтов, – люди, конечно,
немного сумасшедшие и потому логически
объяснить свою любовь к пещерным
пространствам они могут с трудом.
Можно, однако, выделить из их рассказов
некоторые очевидные вещи. Настоящая
пещера – пространство, категорически
не похожее на заурядный земной мир. То
есть оно похоже – тем, что это, так или
иначе, некоторый интерьер, который
можно описывать в той же терминологии,
что и интерьер рукотворный: высота
сводов, подъем-спуск, узость-простор и
так далее. Но все опрокидывается с ног
на голову тем, что это природа устроила
все эти «залы», «галереи», «лабиринты»
и так далее, и устроила она их абсолютно
иррациональным образом. К тому же
самое неприятное в пещерах – это не
просто полная оторванность от дневной
реальности, но и постоянный риск:
застрянешь в лазу, камень свалится или,
на худой конец, заблудишься в абсолютной (и это не пустое слово, тут действительно речь идет об абсолютной величине)
тьме со сломанным фонариком.
Лист X
«Узники на уступе»
Лист XIV
«Готическая аркада»
Так вот, именно эти ощущения
Пиранези и моделирует (он, конечно,
вряд ли видел нечто более пещерное,
чем раскопки и подземелья, но на то и существуют фантазия и горячка). Да,
«Тюрьмы» кем-то построены, но это до
кошмара иррациональная постройка – уж
куда менее рациональная, чем сталактиты
и сталагмиты, насчет которых ясно хотя
бы, откуда они взялись. Когда у Пиранези
посреди лестниц, решеток, мостков и
свисающих веревок вдруг возникает
вделанный в стену римский бюст, доска
с нечитаемой латинской надписью или
львиные головы с кольцами в пастях,
это потрясает больше, чем присутствие
каких-то загадочных устройств, которые
походят на орудия пыток. И дело здесь не
в грандиозности: в конце концов, у Леду
или Булле можно найти ничуть не менее
грандиозные пространства, которые,
тем не менее, решены в классических
терминах – и ничего. Дело в том, что
Пиранези изображает тотальную картину
инобытия. Ужасающую, надо признать,
картину – причем ужасающую именно
тем, что инобытие в ней рисуется в рамках
классического архитектурного языка, но
сплошными антиприемами. В «Тюрьмах»,
в общем-то, нет ничего в строгом смысле
уродливого. Если в классике существует
категория ordo, у Пиранези этот порядок
доводится до давящего своей навязчивостью, почти индустриального ритма
ярусов. Если в классике декларируется
приведение природы в гармоническое
подчинение этому ordo, то у Пиранези
природа попросту вытравлена: все,
что от нее осталось – камень да редкие
фонтанчики, смотрящиеся в общем-то
малоуместно. Если вся классика строится
на напряжении между хаосом и космосом,
то тут это напряжение воспринимается
как обреченность. И так далее.
Конечно, несмотря на возможные
связи с позднебарочной сценографией,
в «Тюрьмах» мало позднебарочного. И
понятно, что неоклассицизма в общепринятом понимании у Пиранези в этих
листах тоже маловато. Обычно в «Carceri»
видят предвестие романтизма – это,
конечно, не лишено справедливости.
Однако же поэтика «Тюрем» построена не
столько на утверждении каких-то истин,
свойственных будущему романтизму,
сколько на качествах пространства,
которое классике инородно, но все-таки
ей присуще. Это – ее изнанка, мрачный
антимир, не столько противопоставленный
гармоничности классического
сознания, сколько дополняющий ее до
всеохватности. Вряд ли удивительно
поэтому, что никакого заката или кризиса
«Тюрьмы» не ознаменовали – наоборот,
европейской архитектуре предстояло еще
несколько прекрасных классицистических
десятилетий.
<<вернуться
вверх
|
|
|