приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ: Григорий Ревзин
Сон коллекционера.
Дом Джона Соана
VII-MMIII - 19.06.2003

Интерьер «купольного зала», самого фантастического пространства дома, кажущегося не реальностью, а «сном архитектора». Рисунок Джозефа Гэнди, 1824

Это, разумеется, перспективные игрушки живописи и гравюр, и даже диорам – когда каждая плоскость стены оказывается только входом в виртуальную реальность неведомых руин античного Рима Пиранези и Паннини. Далее, когда рядом с этими перспективами возникают зеркала, к тому же круглые и выпуклые, то и перспективы реального пространства, в котором ты находишься, приобретают отчасти виртуальные черты. Это барочные игры в дематериализацию, и в них нет ничего необычного – просто очень необычен контекст, в который они попадают. Одно дело, когда барочная перспектива встречает вас в храме – там достаточно места и для реального, виртуальное и реальное находятся в состоянии равновесности. Здесь же, из затесненного пространства в три метра шириной тебя просто выталкивает в эти перспективы. Собственно, его эффект тасующихся, подобно картам, стен картинной галереи является буквальной реализацией этого входа в виртуальные перспективы.

К этому добавляется тоже барочный свет. По рисункам Соана и его учеников видно, как тщательно планировались в этом доме эффекты направленного света, возникающего непонятно откуда и выхватывающего пофрагментно пространственные куски и антики со стен. Этот свет создает эффект присутствия какого-то другого, пересозданного пространства внутри того самого, в котором мы находимся. Это очень храмовое ощущение пространственной трансформации.

Наконец, еще один способ виртуализации Соан открыл сам. Ему, наследнику бумажной архитектуры Пиранези и французов, был прекрасно известен эффект руины, когда камень, остаток, фрагмент начинает выбрасывать из себя некие вероятностные миры архитектурных форм, которым он принадлежал. Соединив десятки античных фрагментов вместе, повесив их на стенах, он создал ситуацию, когда каждый из них отбрасывает свои тени возможных архитектурных сооружений, которых он был частью, и эти тени наслаиваются друг на друга так, будто в одной комнате находятся сразу пятьдесят стен, и все на одном и том же месте. Пространство воображения, порожденное руинами, становится n-мерным виртуальным пространством.

Виды музея Соана нарисованные его учениками

Все это соединяется с лабиринтообразным построением дома и с прорывами двусветных и трехсветных пространств, отчасти напоминающих барочную бесконечность лестниц Пиранези. Каждый из этих эффектов служит одному – превращению реального предмета в его высший образ, уходу в некий метафизический мир классической культуры, в котором в целости и сохранности существуют образы тех вещей, от которых здесь, на этом пятачке 25 (25 метров, остались только фрагменты. Соан проектировал не только музей, но и эффект перенесения в заоблачную высь классики, которая должна поразить своей невероятной насыщенностью и богатством.

Это риторика богатства, перенесенная в музей из храма. Но Соан решительно изменил настроение этой риторики. В это невероятное барочное пространство он попытался внести тихую гармонию классицистических комнат. Я думаю, что единственное состояние, в котором в одном пространстве могут соединяться пятьдесят различных разномасштабных стен, это сон. Барокко всегда выстраивает свои эффекты на контрасте реального и виртуального – у Соана реальное вообще исчезает. Это очень спокойное, гармоничное, очень интересное пространство, если воспринимать его так, будто ты спишь и путешествуешь по бесконечности разных миров и зданий, оставаясь в своей постели. Конечно, попадая в него первый раз, испытываешь легкую панику, как будто угодил в сон наяву, просто толкнув дверь на улице. Но кто же заставляет вас ходить по виртуальному месту in corpore? Соан создал идеальное пространство для классической культуры, в которое она уместилась вся, целиком. Виртуальное пространство классики, в которое можно войти.

В этом доме странное настроение – несмотря на перенасыщенность, он выглядит тихим. Иногда ты в некотором оцепенении обнаруживаешь там предметные группы, по настроению близкие прямо-таки голландской «тихой жизни». Он все время раскрывается ракурсами и уголками, в которых тебе отчетливо предлагают впасть в состояние тихого созерцания, счастливого сна под утро дня, обещающего быть солнечным без навязчивости. Этот виртуальный мир классики очень мало похож на ее реальные миры, но в его построении соблюден один закон классической композиции. Он гармоничен.

<<вернуться

вверх

 Ответ

   
 

19.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Нищета запредельного

   

  Ответ / Мир иной

   

19.06.2003 VII-MMIII
Оксана Рудченко
Эйфория короля. Сен-Шапель

   

19.06.2003 VII-MMIII
Сергей Ходнев
Экстаз иезуита.
Theatrum Sacrum
Джузеппе Бибиена

   

19.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Сон коллекционера.
Дом Джона Соана

   

19.06.2003 VII-MMIII
Владимир Седов
Кошмар шута.
Ледяной дом

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна