|
|
Ответ: Владимир Седов
Кошмар шута.
Ледяной дом
VII-MMIII - 19.06.2003
Гостиная в Ледяном доме. 1741. Вверху – вход с буфетом, внизу – стол
с часами, скамьи, скульптуры и зеркала. Все это
было изо льда, все просвечивало, даже стены и
крыша
Холодно, особенно холодно из-за ветров на петербургских просторах, из-за немецкого
засилья, из-за несправедливости и непокоя. На этом фоне стоит страшный в
своей осязаемости Ледяной дом, в котором должны праздновать свою печальную
ледяную свадьбу бедные шуты. Дом, пугающий своей искусственностью, своим
внешне обычным убранством, под которым скрывается мертвящий лед,
своим сходством с замороженным прислужниками Бирона украинцем, несшим
весть гордому министру Артемию Волынскому, противнику Бирона. В этом
доме сама императрица Анна Иоанновна видит намек на гроб, на свои будущие
похороны. А уж когда настает шутовская свадьба, когда бедных шутов оставляют
под караулом в брачном чертоге Ледяного дома, тогда делается по-настоящему
страшно и холодно.
«На что ни садятся, к чему ни прикасаются, все лед – стены, брачное
ложе, утварь; отовсюду пышет на них холод, ближе, теснее, наконец, душит,
костенит их. Несколько минут утешает их огонь, в ледяном камине, на ледяных
свечах; но этот фосфорный огонь не греет – вот и он слабее перебегает по ледяным
дровам, цепляется за них, бьется, умирая, исчезает... Холодно, мрачно, как под
землей! Сердце замерло». Скажем от себя: редкие готические романы напускают
столько страху на читателя. Все это создал писатель Иван Иванович Лажечников
в романе «Ледяной дом», появившемся в 1835 году.
План Ледяного дома с экспликацией. P – сени;
R – гостиная; Q – спальня; r и s – пирамиды с картинами; u – баня
С самого детства мне никак не расстаться с историческими романами,
причем не только с проверенными опусами Вальтера Скотта и Генрика Сенкевича,
но и с полузабытыми творениями Данилевского или Полевого. Но больше
всего мне всегда нравился Лажечников, может быть, именно из-за близости к
Вальтеру Скотту, из-за качеств, полученных русским купеческим сыном от
великого шотландца: исторической основательности, верности пейзажей,
ясности характеров и особой «затерянности» вымышленных персонажей среди
сонмища пугающе достоверно выписанных персонажей исторических.
Мне близок и «Последний новик» с его петровской темой, подхватывающей
«Арапа Петра Великого» и продолженной у Мережковского и Алексея Толстого.
Но интереснее всего, конечно, знаменитый «Ледяной дом» с романтическими
ужасами времени Анны Иоанновны (1730–1740). Этот роман с его острым
и быстрым сюжетом мог бы остаться на уровне Загоскина: спорое перетекание
событий, штампованные повороты, непременный колорит места и времени
в языке и «зарисовках», но Лажечников развернул образ Ледяного дома до
метафоры всего царствования императрицы Анны, и эту развернутую метафору все
сковывающего ужаса запомнили все читатели. Так в 1835 году родился
ужасный Дом изо льда, дом, от которого веет смертью, который несет смерть и
который мгновенно оседает от первой оттепели. И Анну Иоанновну, и Бирона,
и Волынского и даже не упомянутого в романе архитектора Еропкина (друга
Волынского, казненного вместе с ним в результате происков Бирона и похороненного рядом с ним у Сампсониевского
собора в Петербурге) без Ледяного дома и мертвящего холода его обманных
интерьеров представить трудно.
Спальня в Ледяном доме. Стол с картами и свечами;
ложе и камин. Все ледяное, на гравюре показаны даже квадры,
из которых сложены пол и стены. Наклонный потолок был сделан, вероятно,
из цельных глыб
Но можно попытаться разобраться в фактах. Лажечников, что нечасто
встречается в исторических романах, оставил точную ссылку на источник: он
взял свой Ледяной дом в изданной в 1741 году книге Георга Вольфганга Крафта,
члена петербургской Академии наук и профессора физики (этот Крафт потом
появляется в романе в качестве придворного астролога). Из этого же
источника он взял пространные цитаты, описывающие расположение здания и
убранство его интерьеров. Полное название редкой книжицы, использованной Лажечниковым, очень длинно, что,
впрочем, характерно для изданий XVIII века: «Подлинное и обстоятельное
описание построенного в Санктпетербурге в Генваре месяце 1740 года Ледяного Дома
и всех находившихся в нем домовых вещей и уборов с приложенными при том
гридорованными фигурами, также и некоторыми примечаниями о бывшей в
1740 году во всей Эвропе жестокой стуже сочиненное для охотников до натуральной
науки чрез Георга Волфганга Крафта Санктпетербургския Императорския
Академии Наук члена и Физики Профессора. Печатано при императорской
Академии наук. 1741».
далее>>
вверх
|
 |
|