|
|
Ответ: Григорий Ревзин
Сон коллекционера.
Дом Джона Соана
VII-MMIII - 19.06.2003
Джон Соан. Собственный дом на Линкольнс Инн в
Лондоне. Интерьер второй столовой
Единственное подлинно виртуальное классическое пространство глубоко
аклассично. Мир не знает ничего более хаотичного и алогичного, чем собственный
дом Джона Соана в Лондоне, на Линкольнс Инн. Это безумный лабиринт.
Вы входите в музей и попадаете в узенькую, шириной с дверь, длиной
метров пять щель – в ней располагается вестибюль, гардероб, охрана и касса.
Щель ведет к узкой лестнице, и там же вход в самый большой зал – библиотеку-столовую. Это более или менее понятное
пространство, торжественное, хотя и очень маленькое. Далее следует купольный зал
второй столовой, и тут уже начинаются чудеса. Она перекрыта куполом, а по
краям от купола, от стен льется свет, хотя точно известно, что крыши там еще нет –
рядом лестница на второй этаж. В паруса купола вставлены выпуклые зеркала,
столовая учетверяется.
Проект фасада дома по Линкольнс Инн, 13. Рисунок Джозефа Гэнди,
1824
Из столовой мы попадаем (заметьте – ни одного коридора, все через двери по
углам) в огромный купольный зал. То есть не очень-то огромный, в сущности –
крошечный, ширина его метра три с половиной, но кажется он огромным из-за
перенасыщенности антиками. Бюсты, обломки профилей, карнизы, капители,
розетки – все это вылезает из стен, повисает на каких-то полочках, консолях,
антаблементах, это какие-то античные джунгли. В некоторых местах потолок
вдруг отходит от стен или прорывается, появляются какие-то дыры, из которых
льется солнечный свет. Из купольного зала – проход в следующий, колонный,
опять же забитый антиками до предела, но главное – открывающийся на все три
этажа узкими щелями. Тут обнаруживаешь, что на самом деле свет в куполе
предшествующего зала никак не может быть солнечным, потому что сверху еще
один этаж, хотя он уж точно был солнечным, а еще – что под ногами у тебя,
оказывается, не пол первого этажа, а пол второго (хотя точно помнишь, что зашел с
улицы и все время шел в одной плоскости, по первому этажу). А под тобой (в центре
Лондона) образовались римские катакомбы, опять же забитые античными
фрагментами.
Планы дома Джона Соана по состоянию на 1792, 1806, 1810 и 1826 года.
Черным показаны размеры его владений
К этому моменту уже не понимаешь, где ты, как отсюда попасть к выходу, где
края этого бесконечного лабиринта (при этом весь дом в ширину и в длину – 25
метров). Уже наступает усталость, хочется определенности и покоя. Это можно. Нужно выйти из этого зала и через маленький
тамбур невесть откуда взявшейся и куда ведущей лестницы пройти в следующую
комнату и вдруг оказаться в сравнительно простом помещении, где расположена
картинная галерея. Даже громко сказано – картинная галерея; тихая комната,
квадратная, 3,5(3,5 метра, с Хогартом на стенах. Настроение почти вермееровское –
приглушенный свет непонятно откуда (скрытые окна второго света), квадратные
пропорции, тишина картин.
далее>>
вверх
|
|
|