приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ: Григорий Ревзин
Сон коллекционера.
Дом Джона Соана
VII-MMIII - 19.06.2003

 

Фрагменты столовой. Каждой законченной картине в интерьере Соан подарил зеркало, чтобы ее можно было оценить со стороны. Это своего рода рамы, поставленные прямо в пространстве

Но стены все на засовах. И вдруг, вместо вермееровской тишины они устраивают какой-то хогартовский скандал и потасовку. Они открываются, как окна, но на всю свою ширину. Стены отъезжают к другим, соседним, и у них оказывается две изнанки – на их задних сторонах живопись и за ними живопись, масса живописи – виды Рима, перспективы, улетающие куда-то вдаль из этого довольно тесного пространства. Такое ощущение, что стены тасуются, как колода карт в руках опытного шулера или листаются, как страницы. Покоя как не бывало – это походит на страшный сон клаустрофобического свойства.

Стены растасовались, зафиксировались, и ты немного успокоился. Тут оказывается, что и эти стены – не последние, они тоже отъезжают, там обнаруживается новый слой шпалерной развески, а в одну из стен вставлена диорама на тему соановской архитектурной фантазии. Кажется, что она уходит в глубину на расстояние никак не меньше, чем ширина комнаты, но за соседней стеной, где она по всем законам физики должна располагаться, ее нет. Там обнаруживается «монастырский двор» с останками Вестминстерского аббатства, которое опять проваливается вниз на этаж, то есть располагается как раз в том слое, где в соседней комнате были римские катакомбы.

Это – просто стандартный экскурсионный проход по дому, те помещения, в которые допускают всех. На самом деле, всего в три раза больше. Есть зона мастерской Соана, есть рисовальные классы (два), есть еще две столовые, есть конура его собаки, есть комнаты, где он жил, есть спальня, где умер, есть – где жили его ученики, есть довольно обширные и многочисленные помещения, где сидит научный и реставрационный отделы музея Соана и есть запасники, есть гостевая комната, где иногда живут исследователи Соана. Походив по дому минут двадцать, начисто перестаешь понимать не только где выход, но даже на каком ты этаже, где внешние стены, где окна и даже – откуда светит солнце. Добавьте к этому, что везде, где оставались пустые места, хозяин повесил зеркала, компенсируя, как ему казалось, некоторую затесненность пространства. Это не дом, это архитектурная катастрофа. В конце концов перестаешь понимать, какого ты сам размера и сколько весишь.

Великий английский архитектор Джон Соан строил это сооружение с 1792 по 1823 год. Причем все это время действительно строил, создавая одно помещение за другим, не очень представляя себе границы замысла и не имея общего плана. В 1792 году Соан купил дом N12 по Линкольнс Инн (точнее – не дом, а вход, на Линкольнс Инн дома по-английски присутствуют одним фасадом). К 1794 году полностью его перестроил, создав в задней части дома двухэтажный архитектурный офис. В 1806 году он купил заднюю часть дома N13, и к 1810 году устроил там музей – купольный зал и еще один офис. В 1812 году он купил переднюю часть дома N13, музей в его задней части разросся еще одним музейным залом, под ним были устроены катакомбы, а спереди была создана большая столовая-библиотека. В 1822 году он купил дом N14 и там создал картинную галерею и средневековый дворик. С 1812 года его дом функционировал и как мастерская, и как учебный музей для Академии, постоянно наполняясь новыми антиками, живописью, слепками и т.д.

Пытаться как-то унять ощущение пространственной паники от этого дома можно двумя способами.

С одной стороны, соображениями о местной традиции. Английский городской дом и в обычном своем виде, без Соана, на русский взгляд кажется странноватым. Из входной двери вы попадаете сразу в комнату, часть которой – собственно прихожая и лестничная клетка, но это такая не аффектированная часть, это надо догадаться, что данное пространство выполняет такую функцию. Многоэтажные квартиры, один подъезд – одна квартира. Соответственно, частные лестницы – очень узкие и очень крутые. Нет лестничных площадок, с лестницы вы уже в комнате. Нет и коридоров – просто комнаты проходные. Вполне допустимы комнаты без окон – курительные, библиотеки. Вместо привычной иерархии домашних помещений (дверь – подъезд – лестничная клетка – лестница – дверь – прихожая – коридор (холл) – дверь – комната – окно) вы получаете нечто недоразвитое: дверь и сразу, разных размеров и форм, как нарезалось – комнаты, в которых в качестве домашней утвари расставились лестницы, проходы, коридоры и т.д., и так на несколько (от трех до пяти) этажей. Такое ощущение, что дом спрессовался – все, что ведет в комнаты, въехало в них.

Купольный зал, основа музея Соана

С другой стороны, можно успокаиваться не только местными причудами, но и опытом запасника любого музея. Каждому искусствоведу ведомо то состояние, которое вызывают эти поставленные друг на друга мраморы и гипсовые слепки, эти стеллажи с вознесенным под потолок барочным диваном, эти сдвигающиеся панели с картинами, прикрепленными к ним шпалерной развеской, эта странность сочетания гордого профиля Аполлона с гипсовой гаргульей. Ты теряешь там ощущения масштаба и разумности сосуществования вещей, они складываются в какой-то чудовищный хаос. Бывают такие искусствоведы, которые впервые попав в запасник музея, понимают: музейщиками они не станут никогда. Автор данного текста как раз такой случай.

Ну вот, а тут, стало быть, традиционный хаос музейного запасника помещен в традиционный хаос английского дома, и в итоге получился этот лабиринт. Но нет, что-то все-таки не так. Потому что это тщательнейшим образом созданный, продуманный хаос. Если Соан ставит где-нибудь высоко античный бюст так, что вы видите только одну его сторону, напротив он вешает круглое зеркало – посмотрите другую. Навал антиков на стенах иерархизирован, лица бюстов, глядящие сверху, словно оценивают весь этот хлам скептическим взглядом. И вообще это не навал, а сложнейшая архитектоника логично выстроенных фрагментов. Только непонятен закон, по которому они выстроены.

Помимо хранилища антиков этот дом еще является хранилищем всех возможных средств, которые европейская классика выработала для «виртуализации» самой себя.

<<вернуться      далее>>

вверх

 Ответ

   
 

19.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Нищета запредельного

   

  Ответ / Мир иной

   

19.06.2003 VII-MMIII
Оксана Рудченко
Эйфория короля. Сен-Шапель

   

19.06.2003 VII-MMIII
Сергей Ходнев
Экстаз иезуита.
Theatrum Sacrum
Джузеппе Бибиена

   

19.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Сон коллекционера.
Дом Джона Соана

   

19.06.2003 VII-MMIII
Владимир Седов
Кошмар шута.
Ледяной дом

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна