приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ: Сергей Ходнев
Экстаз иезуита.
Theatrum Sacrum
Джузеппе Бибиена
VII-MMIII - 19.06.2003

На рисунке Джузеппе Бибиена видны основные принципы построения декорации в угловой перспективе: нужно не просто изображать пространство под углом, но и использовать смещенные и вынесенные за пределы сцены точки схода

Деятельное участие иезуитов не обошлось без последствий художественного характера. Хорошо известно, что они, развивая постулаты «Духовных упражнений» Игнатия Лойолы, старались привнести в сакральное искусство максимальную убедительность. Но слово «убедительность» звучит достаточно бледно. Сама логика иезуитской духовности глубже: не стороннее и пассивное размышление о священных событиях, а личный опыт их переживания, опыт вовлеченности и потрясения, пережив который, уже физически невозможно воспринимать, скажем, Евангелие как сухую хронику событий, которые где-то когда-то случились и к тебе не имеют никакого отношения. Однако это – о личном опыте, а вот чтобы навязать личные переживания массам, нужна была техника, динамичность, хитрость, в конце концов. Все хитрости, которые иезуиты подарили религиозному искусству, все их дико авангардные по тем временам knowhow перечислить затруднительно. Отметим сейчас два факта: а) именно иезуиты довели до совершенства приоткрытое до их прихода искусство перспективной оптической иллюзии; b) иезуиты (в том числе) стояли у истоков барочного театрального искусства. Быстро осознав, что публике нравятся занимательно оформленные и интересно поставленные пьесы, вне зависимости от их содержания, они развили бешеную деятельность по созданию религиозного театра, использовавшего самые передовые технологии. В XVIII веке иезуитская драма уже несколько маргинализировалась, конечно, но зато она могла утешать себя тем, что именно ей до некоторой степени обязан расцвет светской оперы. И разумеется, при логике «наставлять, развлекая» было невозможно обойтись без игры с иллюзиями: и чтобы усилить впечатление, и чтобы показать слабину плотского человеческого ока, которое, оказывается, так легко обмануть. В конце концов, жизнь все равно есть сон, и лучше, чтобы эти сны не только были цветные, но и к благочестию имели отношение.

Джованни Паннини. Интерьер собора св. Петра (ок. 1754). Церковный интерьер был для барокко первостепенным полигоном для развертывания виртуальности в реальность

Именно к Обществу Иисуса принадлежал фра Андреа Поццо, который, в общем-то, и превратил искусство перспективы из узкоорденского специалитета в общее место тогдашней европейской архитектуры. А он ведь не только проектировал церкви и расписывал своды, но и занимался более эфемерными жанрами типа тех же катафалков и тех же декораций для «Кваранторе» – причем занимался в той же Вене, несколькими десятилетиями раньше Джузеппе Бибиена. И его «Perspectiva architectorum et pictorum» была для первой половины столетия тем же, чем труд Джузеппе был для второй. Именно в этом ордене состоял аббат Жан Дюбрейль, в середине XVII века написавший предыдущий великий учебник – «Perspective pratique», где, между прочим, и были чуть ли не впервые изложены технические параметры theatrum sacrum.

Параметры эти в основе своей довольно просты. Берется желаемая картина и раскладывается на слои – ближнее-дальнее, люди-антураж, а затем эти слои рисуются, вырезаются, составляются – и получается объемная панорамка. Объем и глубина при этом выражаются соотношениями чисел; это еще более справедливо в случае угловой перспективы, для построения которой требовалась куча математических вычислений. Если соответствующим образом подсветить панораму, то эффект глубины будет полный. Что при этом изображать – более-менее понятно: педалировались в основном два сюжетных комплекса, Страсти Христовы (поскольку заявлялся момент экспозиции, то уместнее всего был сюжет «Се Человек») и триумф Евхаристии (изображавшийся как аллегориями, так и аналогиями, с помощью ветхозаветных прообразов). А вот как изображать – это было на совести архитектора-сценографа.

Легко видеть, что Джузеппе Бибиена при этом использует вполне привычный для него язык, который его отец Фердинандо, он сам, его братья и племянники успешно использовали в светской сценографии. Это касается прежде всего использования угловой перспективы, распространение которой и составило славу этого семейства, но и сама архитектура абсолютно такова же, что и архитектура оперных постановок (более того, небольшое исследование показывает, что иные из «театров» просто дословно повторяют секулярные декорации – или наоборот), просто формат несколько другой. Да, конечно, идеальный дворец из музыкальной драмы занимательнее как место, где творится некое реальное действие, где ходят люди и что-то свое поют; сюжет сакральной декорации в конечном счете статичен именно в силу своего вселенского значения, которое одно и то же – на веки веков. Но именно в силу своего абсолютного значения (все-таки эта диарама оформляет физический приход Бога, это невозможно сказать, до какой степени не то, что поющие люди в забавных костюмах) «священный театр»высвечивает истинный смысл всякой барочной перспективы вообще и театральной – в частности.

Более ранние декорации были строго симметричны, их иллюзорная глубина увеличивалась от сторон к центру. А Бибиена нарушали симметрию всюду, где можно, и смело городили на переднем плане лестницы, колоннады и портики со статуями 

И то сказать, teatrum sacrum и так для любого декоратора был задачей приятной и благодарной: на оперную сцену люди глядят сразу со множества точек, да еще глядят чаще всего довольно рассеянно – следя за певцами, и именно поэтому, в частности, понадобилась система угловой перспективы. А тут условия максимального благоприятствования: вытянутое пространство готических капелл, в которых «театры» чаще всего монтировались, волей-неволей физически удерживало зрителя в нужном соположении, а покоящееся в дарохранительнице Христово Тело удерживало в должном направлении его внимание. Притом самое любопытное – это прихотливая игра, которую декорация заводит с реальным интерьером церкви; зрительный зал театра, при всем изобилии мишуры, все-таки скорее нейтрален по отношению к сцене, а в храме возникает совершенно полноправное взаимодействие архитектуры настоящей и архитектуры иллюзорной.

В данном случае виртуальное пространство декорации ставит нас перед художественным фактом того, что высокопоставленное иерусалимское духовное лицо 30-х гг. н.э. располагало таким дворцом, каким располагать не могло при всем желании. Нас этот дворец потрясает, мы теряемся от этого великолепия не только потому, что оно слишком правдоподобно изображено (не забудьте о многослойной структуре, ярком свете множества свечей, выхватывающем из церковного полумрака передний план, полуразличимых дальних отрогах дворца, которые не кажутся, а прямо выглядят продолжением храмового полумрака); верующего человека, которого медитативное созерцание медленно затягивает внутрь этого пространства, охватывает страх и растерянность по другой причине. Избитый и связанный Христос умален до предела, Он так же чужд и потерян среди дворцовой громады, как и его палачи; виртуальный дворец первосвященника, надменный, как башня Вавилонская, не то что насмехается над Страдальцем, он готов Его поглотить своими глубинами, раздавить и размыкать Его присутствие по колоннадам и лестницам. Зритель находится вне этой ситуации, он знает, что временное помрачение вселенского порядка вещей было нужно для всеобщего спасения; но пока он глядит на эти колоннады, для него мучительно длится момент того самого помрачения.

Длится, пока не наступает развязка этой драмы – и это самое интересное. В какой-то момент в сознании смотрящего должна произойти трансформация изображенной коллизии: это же не тьма торжествует, это Церковь торжествует, поглощена смерть победою, и триумфальные арки первосвященникова дворца превращаются в знаки триумфа Искупителя – подобно тому как и орудие Его смерти становится знаменем победы. Это уникальный случай, когда тема Страстей – одна из центральных для барочного искусства – раскрывается, и раскрывается со всей возможной глубиной, без всякого живописного натурализма, только архитектурой и оптикой. А иллюзорная глубина превращается – из способа тасовать в визуальном восприятии несовмещаемые реальности – в искусство велеречиво и чувствительно говорить о сверхъестественном, через «тусклое стекло» потрясенного взгляда дотягиваясь до зрительского сердца.

<<вернуться

вверх

 Ответ

   
 

19.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Нищета запредельного

   

  Ответ / Мир иной

   

19.06.2003 VII-MMIII
Оксана Рудченко
Эйфория короля. Сен-Шапель

   

19.06.2003 VII-MMIII
Сергей Ходнев
Экстаз иезуита.
Theatrum Sacrum
Джузеппе Бибиена

   

19.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Сон коллекционера.
Дом Джона Соана

   

19.06.2003 VII-MMIII
Владимир Седов
Кошмар шута.
Ледяной дом

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна