|
|
Нора Арка Новой Голландии I-MMI - 29.10.2001
Ведущая в пустоту, в иное пространство триумфальная арка - главный
аттракцион Санкт-Петербурга
Новая Голландия - здание-миф, один из величайших архитектурных аттракционов Петербурга.
При Петре I вся территория от Адмиралтейства вниз по течению Невы и от Невы до Мойки была одной огромной верфью. В 1719 г. между Невой и Мойкой были прорыты два канала, Адмиралтейский и Крюков, и возникший таким образом рукотворный остров был назван (едва ли не самим царем) Новой Голландией.
В 1732 г. здесь решено было устроить склады для сушки и хранения дубового корабельного леса. Деревянные сараи, оформленные в духе сдержанного барокко петровским пенсионером И.К.Коробовым, расположились по периметру островка. В 1763 г. деревянные склады заменили каменными. Проект комплекса разработал в 1765 г. С.И.Чевакинский, он же предложил новый метод сушки корабельного леса не в штабелях, а стоймя.
Архитектурную обработку корпусов, углов комплекса и устья канала, ведущего вглубь острова, предложил французский архитектор на русской службе Жан-Батист Валлен-Деламотт. Однако, подполковник Адмиралтейства И.де Герард, осуществлявший строительство, не разделял замыслов архитектора. В довершение всего, 2 июня 1766 года утвержденный коллегией проект Герард "... шед по дороге, обронил, того ради, ежели кто оный нашел, тот бы объявил Адмиралтейской коллегии без всякого опасения". Проект так и не нашелся, Герард восстанавливал деламотовский чертеж по памяти. Анекдот свидетельствует о сложившейся в глазах современников таинственности образа Новой Голландии.
Валлен-Деламотт принес в Россию ранний классицизм ("стиль Людовика XVI"), который стал архитектурной эмблемой первых лет царствования Екатерины II. В его постройках этого времени мы обнаружим те же формы, что и в Новой Голландии: рустованный цоколь с арочными окнами, лопатки с филенками между ними и строгий тосканский ордер колонн на постаментах. Скругленный угол складов, прорезанный аркой, фланкированной сдвоенными колоннами, мы находим в Гостином дворе на Невском проспекте. Даже схожий мотив триумфальной арки обнаруживается в костеле св. Екатерины на Невском проспекте, хотя здесь арка много более нарядная и даже манерная.
Фрагмент плана современного Санкт-Петербурга
Перед нами изначально унылый складской комплекс, который архитектор-классицист решился украсить в соответствии со вкусами времени: придать благородство пропорциям, снабдить корпуса элементарными деталями и отметить узловые части - проход канала внутрь и углы комплекса - характерными композициями. Городу придают классицистический облик, пытаясь ордером придать благородство утилитарному и обыденному. Подобную операцию с петербургскими складами, выходящими к воде, раньше Деламотта проделал Ринальди в Тучковом буяне, а несколько позже - Тома де Томон в Сальном буяне.
Схематический план острова Новая Голландия. Объект был так засекречен в
советское время, что планов его обнаружить нельзя нигде. Только схемы
Но в Новой Голландии что-то произошло. Непонятно, осознавал ли Деламотт, что его триумфальная арка над входящим внутрь острова каналом - это осуществленные в реальности утопий барочной живописи. Скорее - нет, скорее это была неосознанная находка, интуитивный ход зодчего. По крайней мере, для современников Новая Голландия была именно украшенными складами. Они нисколько ей не удивлялись, скорее даже видели в ней зародыш, росток будущего классического города. Но с течением времени странность этого загадочного тела с аркой водного триумфа стала постепенно выступать из-за обыденности складов.
Фрагмент плана Адмиралтейского острова Петербурга с Новой Голладией. С.И.
Чевакинский. 1762 г.
Фрагмент плана Петербурга, составленного полковником Сакером. 1829.
Участок с Новой Голландией
Вдруг творение Деламота предстало ожившими картинами Маньяско и Гюбера Робера. Из-за канала вам явлена арка, в которую нельзя войти. То же ощущение вы испытываете перед картиной, у которой только одна сторона, и как бы не хотелось увидеть ее с другой - из "конца перспективы" -- не выходит. Туда, за арку, можно попасть, только если вы обладаете навыками хождения по водам. Она ведет в "мир иной".
Этот провал в однородности физического пространства, вход в инаковость, взрывает любое городское пространство. Такое зияние потустороннего было бы непереносимо нигде, кроме Петербурга. Арка Новой Голландии - едва ли не genius loci города, или по крайней мере место, где он обитает. Она эмблематически предъявляет главное свойство петербургского пространства - постоянные провалы пустоты, обрамленные строгими линиями классики. Только тут эта пустота предельно концентрированна узким арочным проходом, и кажется, что именно из него наступает серый метафизический туман, постепенно наполняющий весь город.
А.П. Остроумова-Лебедева. Новая Голландия. Гравюра на дереве. 1901 г.
О.Э. Браз. Новая Голландия. Литография. 1902 г.
В начале ХХ века деятели художественного объединения "Мир искусства вдруг ощутили все значение Новой Голландии. Это ощущение рифмовалось с общим для эпохи ожиданием грядущей катастрофы и желанием криптографически разгадать все таинственные предсказания, включая архитектурные. Вдруг оказалось, что город несет какую-то секретную информацию, спрятанную за внешним порядком. Пришедшая революция, в результате которой Петербург опустел и превратился в полуразвалины, позволила Остроумовой-Лебедевой увидеть в гравюре, посвященной Новой Голландии, триумфальную арку как руину, представить ее сбывшимся предсказанием. Церемония входа в триумфальную арку - это триумф, то есть победа. Но здесь - вход воспрещен. И единственной стратегией победы оказывается уход в пустоту. Владимир Седов
Осьмеркин А.А. Новая Голландия. 1945 г.
вверх
|
|
|