|
|
Дыра Площадь Кампо в Сиене I-MMI - 29.10.2001
Движение по Сьене - занятие фантастическое. Разумеется, узкие средневековые улицы, разумеется, кривые - но они все кривые в одну сторону. Так, будто хромаешь на одну ногу, и тебя все время заносит. Улицы - кривые, а переулки - лестницы или пандусы. Тебя засасывает в какую-то гигантскую воронку, и все глубже, глубже, пока вдруг не открывается первопричина этого вращения. Гигантская дыра углубляющейся вовнутрь площади. Так, будто весь город - амфитеатр, а вместо зрителей в рядах партера посажены дома.
Обширный провал в центре городской ткани Сиены - площадь Кампо. Архитектурно
организованная "дыра" в ровной линии крыш
Павел Муратов ставил Сьену в пример другим средневековым итальянским городам. Здесь средневековье живое, а не мумифицированное, как в Пизе, не ограниченное одной соборной площадью, как в Парме, и не прореженное, как во Флоренции. Здесь все осталось на своих местах, и даже большинство статуй, алтарных образов и прочей красоты находится не в музеях, а в храмах и дворцах. В общем, очень цельный город треченто с двумя центрами: городским собором с площадью перед ним и дворцом городского управления, тоже с площадью. Но если перед собором действительно располагается площадь, то перед Палаццо Пубблико простирается не площадь, а пустота, на краю которой и стоит палаццо. Это обширный провал в плотном теле города, со всех сторон обстроенный, но почтительно оставленный пустым. Не зря площадь предпочитали называть Campo - поле, словно подчеркивая его инородность в городе.
План Сиены начала XVIII века. С тех пор город почти не изменился, только у
цитадели построили стадион. В самом центре - полуовал площади Кампо
"Раскрытый" план площади Кампо, показывающий окружающие ее дворцы и
спускающиеся к ней улицы
Средневековые постройки не живут на таких больших пространствах. Дворцы треченто, обрамляющие полукруглое пространство Campo, вызывают того же рода неловкость, какую часто вызывают готические церкви в Париже - не может готическая постройка внутри города быть такой открытой со всех сторон. Так и в Сьене - не может, кажется, тень от городской башни не бежать, переламываясь в нескольких местах, по крышам соседних домов, а спокойно перемещаться, как стрелка солнечных часов, по ровной площадке. Так бывает только там, где вмешались более поздние времена и расчистили место, но в Сьене воздействовали времена более ранние.
Кампо в окружении средневековых башен. По гравюре середины XIX века. Р. де Флери
Да, во времена Древнего Рима здесь было нечто. Одни пишут, что форум, другие - что театр. А потом это была просто дыра, пока управлявший Сьеной Совет Девяти в конце XIII века не начал застраивать участки земли по краю дыры. Ее же оставили незастроенной, сработал таинственный механизм памяти места. Прошлое назначение этого провала было забыто, но ее граница несла в себе некий мистический смысл - ее нельзя было переступать. В городе бывают инородные здания - а это было инородной пустотой. И ее инородность обусловила структуру градостроительного решения. Решения, разумеется, не авторского - это не архитектор, а город выстроил сам себя.
Архитекторы стали мыслить в схожих категориях уже в следующие эпохи. После того, как Альберти вслед за Витрувием начал пленять воображение современников видениями прямых широких улиц и обширных площадей, обрамленных дворцами знатных людей, многим и впрямь захотелось смотреть в окна, выходящие на большую площадь. Не случайно племянники римского папы Пия II, Алессандро и Якопо Пикколомини, запросили у властей Сьены разрешения отрезать от Кампо кусок земли для своего дворца: дворец все же не мог выходить всем фасадом на Кампо (все уже было застроено), но был хотя бы виден с площади.
Сьена - совсем не единственный город с выбоиной античного происхождения. Рим с его многочисленными руинами, конечно, не в счет - он единственный. Но и во Флоренции такой провал был перед монастырем Сантиссима Аннуциата. Сначала он был с одной стороны оформлен портиком Воспитательного дома Брунеллески, а затем арочные портики очертили его с двух других сторон: провал превратился в площадь. Ту же картину наблюдаем в Виджевано. И ту, и другую площадь в конечном итоге уподобили тому, с чем она и так была генетически связана - римскому форуму. Подобное пространство в Лорето сам Браманте предлагал окружить портиком, потому что оно не было похоже ни на что, а обрамленное колоннами сразу становилось похоже на то, что нужно - на римский форум (как его представляли себе в эпоху Ренессанса).
Со сьенским Кампо хотели в XVI веке сделать то же самое, но в ренессансное время не успели. А уже следующая эпоха на это решиться не могла. Напротив, для барокко романтический дух города, сочетание разных исторических пластов и образований стало восприниматься как дополнительная интригующая ценность.
Площадь втягивает в себя город, как гигантская воронка
Когда из узких улиц попадаешь на простор Кампо, всегда ахаешь, хотя бы про себя. В общем-то, это тот самый эффект, который с удовольствием подстроил бы прохожему настоящий градостроитель эпохи барокко. Ради динамики контрастов Бернини составлял площадь перед собором Святого Петра из трапеции и овала, чтобы она сначала сужалась, а потом расширялась, и паломник испытывал превратности пространственных конфликтов. Ради этого Бернини завершал превращение в площадь Навона дыру, оставшуюся в Риме от античного стадиона. В Сьене это получилось само собой, да еще с подчеркнутым театральным эффектом - Палаццо Пубблико с высокой башней Торре дель Манджа занял место театрального задника, и античный театр, если на этом месте был именно театр, вернулся для представления под названием "Средневековый город".
Именно представления, потому что такая площадь - настоящая театральная площадка. То есть - пространство отстранения, потому что сцена тем и отличается от остального мира, что из него исключена и показывает его со стороны. Для этого она и предназначена.
Тень Палаццо Пубблико скользит по замощению Кампо. Отчетливо видна форма
бывшего здесь когда-то театра
Для этого существует и эта площадь. Только это такой театр, в который нельзя не пойти. Город сам кругами доводит тебя до этого пространства. И оно - в самой своей сердцевине города - оказывается местом, чтобы взглянуть на город извне.
Юлия Попова
вверх
|
|
|