|
|
Путешествие
Максим Атаянц
Римский Алжир
XVIII-MMVI - 10.08.2006

Константина
Эллинистический
памятник
Типаза
Один из крупных городов Мавретании,
обладавший театром, амфитеатром, храмами и морским портом, сохранился
большей частью в двух измерениях – лишь
многочисленные пеньки колонн на фоне
моря и кирпичный массив терм выступают
вверх от плоскости, подчеркнутой обилием
мозаичных полов.
В нескольких километрах от берега,
на округлом холме возвышается сооружение, которое издали легко принять за
вершину горы. Вблизи первое впечатление только усиливается: мавзолей одного
из мавретанских царей – это искусственная каменная гора в форме ступенчатого
конуса, сжатая цилиндрической стеной с шестью десятками ионических полуколонн и
четырьмя шестиметровыми
каменными дверями, обращенными на
все четыре стороны света. И очертания
дверей, и особенности ордера, несмотря на
некоторую грубость работы, неожиданно
кажутся знакомыми. Так и есть, это –
заброшенный далеко на запад «большой
стиль» эллинистических дворцов, известный нам по крупным помпейским домам
самнитского периода.

Константина
Акведук. II в. н.э.
Медрасен
В нескольких сотнях километров к востоку, в самой середине пустынного
нумидийского плоскогорья, стоит еще
один царский мавзолей, того же типа
и размера, но гораздо более ясных пропорций. Порождаемое этой каменной
структурой ощущение спокойного величия усиливают массивные дорические
полуколонны, точно следующие греческой архаике, и круговой египетский карниз с
огромным выносом. Эти формы
перестают казаться неожиданными, если
вспомнить о Киренах и Аполлонии – греческих колониях ливийского побережья,
чьи мастера, по всей видимости, были причастны к возведению этого монумента.

Константина
Устой акведука
Константина
Нет ничего более опасного для древних
памятников, чем предприимчивость и высокая экономическая активность местного
населения. Верно и обратное – бывает,
что мертвые города, опустевшие из-за
природных или политических катаклизмов, сохраняются целиком. В Алжире эта
общеизвестная закономерность проявилась в том, что уцелели, хотя и в виде
руин, только ветеранские колонии (города
и земли, выделявшиеся императором
своим солдатам за службу), основанные
из стратегических соображений в безлюдных до того местах и не пережившие конца
Империи. Тогда как города, появившиеся
еще до римского вторжения, продолжали
существовать и постепенно лишились
почти всяких следов своего прошлого.
Современная Константина ничем не
напоминает античную Цирту – только
несколько пролетов акведука стоят возле
загаженной речки, да в некотором отдалении от города высится эллинистический
памятник. Зато местный маленький музей
полон скульптур, капителей и бронзовых
ламп, а огромные многофигурные мозаики, которые составили бы гордость Лувра
или Эрмитажа, соседствуют с краеведческой экспозицией, где над кремневыми
ружьями и мельничными жерновами развешаны картины местных французских
(колониальных) и арабских (независимых)
художников – одинаково убогие. Фотографировать в музее запрещается.

Тиддис
Арка на повороте главной
улицы. II–III вв. н.э.
Тиддис
Тиддис – скорее не город, а укрепленный поселок, занимающий боковину
небольшой горы в двадцати километрах
от Константины. Его развалины, издалека заметные на фоне кирпично-красных
склонов, кажутся россыпью кристаллов кубической формы. Впечатление
это, часто возникающее при взгляде на
руины нумидийских городов, происходит
от особенностей каменной кладки – opus
africana, когда заполнение стены производится из крупного щебня на известковом
растворе, а основу ее составляют правильные вертикальные столбики из тесаного
камня, которые, оставаясь на месте при
разрушении зданий, и создают характерный силуэт.

Тиддис
Некрополь
Расположение на крутом склоне
привело к интересному видоизменению
обычной градостроительной схемы. Главная улица представляет собой пологий
пандус, поднимающийся на гору резкими
галсами, места переломов ее направления отмечены строгими безордерными
арками, а поперечные улицы превратились в лестницы.
<<вернуться
далее>>
|
 |
|