приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Путешествие

Максим Атаянц
Римский Алжир
XVIII-MMVI - 10.08.2006

Константина
Эллинистический памятник

Типаза

Один из крупных городов Мавретании, обладавший театром, амфитеатром, храмами и морским портом, сохранился большей частью в двух измерениях – лишь многочисленные пеньки колонн на фоне моря и кирпичный массив терм выступают вверх от плоскости, подчеркнутой обилием мозаичных полов.

В нескольких километрах от берега, на округлом холме возвышается сооружение, которое издали легко принять за вершину горы. Вблизи первое впечатление только усиливается: мавзолей одного из мавретанских царей – это искусственная каменная гора в форме ступенчатого конуса, сжатая цилиндрической стеной с шестью десятками ионических полуколонн и четырьмя шестиметровыми каменными дверями, обращенными на все четыре стороны света. И очертания дверей, и особенности ордера, несмотря на некоторую грубость работы, неожиданно кажутся знакомыми. Так и есть, это – заброшенный далеко на запад «большой стиль» эллинистических дворцов, известный нам по крупным помпейским домам самнитского периода.

Константина
Акведук. II в. н.э.

Медрасен

В нескольких сотнях километров к востоку, в самой середине пустынного нумидийского плоскогорья, стоит еще один царский мавзолей, того же типа и размера, но гораздо более ясных пропорций. Порождаемое этой каменной структурой ощущение спокойного величия усиливают массивные дорические полуколонны, точно следующие греческой архаике, и круговой египетский карниз с огромным выносом. Эти формы перестают казаться неожиданными, если вспомнить о Киренах и Аполлонии – греческих колониях ливийского побережья, чьи мастера, по всей видимости, были причастны к возведению этого монумента.

Константина
Устой акведука

Константина

Нет ничего более опасного для древних памятников, чем предприимчивость и высокая экономическая активность местного населения. Верно и обратное – бывает, что мертвые города, опустевшие из-за природных или политических катаклизмов, сохраняются целиком. В Алжире эта общеизвестная закономерность проявилась в том, что уцелели, хотя и в виде руин, только ветеранские колонии (города и земли, выделявшиеся императором своим солдатам за службу), основанные из стратегических соображений в безлюдных до того местах и не пережившие конца Империи. Тогда как города, появившиеся еще до римского вторжения, продолжали существовать и постепенно лишились почти всяких следов своего прошлого. Современная Константина ничем не напоминает античную Цирту – только несколько пролетов акведука стоят возле загаженной речки, да в некотором отдалении от города высится эллинистический памятник. Зато местный маленький музей полон скульптур, капителей и бронзовых ламп, а огромные многофигурные мозаики, которые составили бы гордость Лувра или Эрмитажа, соседствуют с краеведческой экспозицией, где над кремневыми ружьями и мельничными жерновами развешаны картины местных французских (колониальных) и арабских (независимых) художников – одинаково убогие. Фотографировать в музее запрещается.

Тиддис
Арка на повороте главной улицы. II–III вв. н.э.

Тиддис

Тиддис – скорее не город, а укрепленный поселок, занимающий боковину небольшой горы в двадцати километрах от Константины. Его развалины, издалека заметные на фоне кирпично-красных склонов, кажутся россыпью кристаллов кубической формы. Впечатление это, часто возникающее при взгляде на руины нумидийских городов, происходит от особенностей каменной кладки – opus africana, когда заполнение стены производится из крупного щебня на известковом растворе, а основу ее составляют правильные вертикальные столбики из тесаного камня, которые, оставаясь на месте при разрушении зданий, и создают характерный силуэт.

Тиддис
Некрополь

Расположение на крутом склоне привело к интересному видоизменению обычной градостроительной схемы. Главная улица представляет собой пологий пандус, поднимающийся на гору резкими галсами, места переломов ее направления отмечены строгими безордерными арками, а поперечные улицы превратились в лестницы.

<<вернуться   далее>>

вверх

 Архив

     

10.08.2006 XVIII-MMVI
Максим Атаянц
Римский Алжир

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXIV-MMVIII
   
XXIII-MMVIII
   
XXII-MMVII
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XVIII-MMVI
   
XVII-MMVI
   
XV/XVI-MMV
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   

IV-MMII

   

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна