|
|
Путешествие
Владимир Седов
Сирия и Койлесирия:
Путешествие в обход Святой земли
Часть II (Средневековье)
XVII-MMVI - 20.03.2006

Дамаск
Казна во дворе мечети Омейядов. Этот памятник построен уже при Аббасидах, в IX
в., и покрыт мозаиками в XIII–XIV вв. Оригинальная конструкция с поддерживающими
здание античными колоннами предназначена для того, чтобы исключить подкопы
грабителей и обезопасить государственную казну
Монументальный порядок завоевателей
Мы в Дамаске, идем по восточному базару, отмахиваясь от его несколько
преувеличенного великолепия, и все ждем обретения римских остатков. Вот в конце
базара показываются пережженные мраморные колонны римской улицы, куда-то
направляющейся, вот из-за них открывается площадь и вливающиеся в нее улицы,
обходящие нечто монументальное и прямоугольное в плане. Это римский храм, к
которому остатки колонных улиц подходят с трех сторон. На фасадах этого храма то
тут, то там проступают арочные проемы, сложные сандрики, так что ждешь
чего-нибудь подобного и внутри.

Дамаск
Двор мечети Омейядов. Мечеть выстроена при халифе ал-Валиде (705–715). Башня
надстроена в XVIII–XIX вв., к XIX в. относится и замощение двора
Но, войдя внутрь, понимаешь, что никакого Рима здесь уже нет: вся внутренняя
часть прямоугольника в начале VIII века была выломана и заполнена знаменитой
мечетью Омейядов, столичным храмом первой династии арабского мира. При входе во
двор первое впечатление – выпадение из реальности: полированные плиты замощения
обширного двора блестят так, что создают волшебный эффект замерзшего озера,
металлического листа, поверхности карбункула. На этом сверкающем поле в углу
стоит Аль-Хазна – действительно казна арабских владык – маленькая граненая
палатка, стоящая на перенесенных откуда-то античных колоннах. Этот купольный
домик над беседкой объясняется соображениями безопасности: скрытный подкоп к
этому здания совершенно невозможен.

Дамаск
Вид молельного зала мечети. Каждая деталь в отдельности – византийская, общий
тип – базиликальный, но все вместе – абсолютно оригинально

Дамаск
Молельный зал мечети Омейядов. Пространство не развивается по оси – потому что
направление молитвы не вдоль базиликальной структуры, а поперек
Все составляющие этой мечети византийские, причем именно византийские,
греческие, а не сирийские: колоннады вокруг обширного двора, сам двор,
предваряющий молельный зал, а в нем – ряды колонн с аркадами над ними,
разделяющие пространство самой мечети на нефы. Колонны стройные, аркады легкие,
стены покрыты феерическими пейзажными мозаиками, выполненными византийскими
мастерами, присланными из Константинополя, и такими еще иллюзорно-античными (только,
по мусульманским правилам, без изображений людей и животных, пустые ландшафты и
города). Но все это подчинено безжалостной и систематической воле ученого
геометра, который великолепные части соединяет в крупные и прямо действующие
блоки: неоглядный двор с бахромой галерей и развернутый поперек блок мечети,
поделенный на нефы тоже в поперечном направлении, а не как христианская базилика,
не по оси входа.

Дамаск
Мозаики мечети Омейядов выполнены византийскими мастерами в VIII в. Но в
соответствии с мусульманским запретом на них нет людей
Итак, перед нами архитектура, пользующаяся чужими формами для создания
своего смысла, своего эффекта. Этот эффект достигается простыми геометрическими
формами, созданными в большом масштабе, мерным и монотонным ритмом, понятной и
исчислимой грандиозностью целого. Византийские формы составили костяк и оболочку
здания, которое бесконечно далеко от Византии и передает ощущение силы молодого,
завоевательного, победного богословия мусульманства, простирающего верующих
бесконечными рядами, протянутыми вдоль стены, ориентированной на Мекку.
<<вернуться
далее>>
|
 |
|