приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Путешествие

Владимир Седов
Дальние земли Эллады.
Анатолия к югу от реки Меандр
XII-MMIV - 21.11.2004

Площадь позади эллинистических ворот Перге. Пример греко-римского стиля в Памфилии II в. н.э.

Памфилия

Если в Иотапе мы видели как бы уменьшенную модель античного города, то в городах Памфилии мы видим какое-то непомерное возрастание все тех же компонентов города в частности, да и городов вообще. Это необыкновенно богатая земля, к тому же украшенная в римское время с несказанной пышностью.

Древнегреческих памятников в Памфилии вообще не видно, а от эллинистического времени остались одни стены из крупных блоков насухо и воротная башня удивительной сохранности в Силлионе, где с одной стороны мы видим еще прямоугольный проем с балкой, а с другой – ложный свод, намекающий на скорое рождение арки.

Нимфей в Перге Статуя – олицетворение реки Кестр II в н.э.

Все остальное в четырех других городах – прибрежном Сиде, скалистом Аспендосе, приречном Перге и горном Термессосе, принадлежит времени императора Адриана, то есть II веку нашей эры. Такое ощущение, что если не сам Адриан, то его вельможи пестовали в Памфилии какой-то специфический стиль, который близок к тому, что в Риме ученые называют «адриановским барокко», но отличается от римского варианта несколько большей строгостью – при общей пышности и намеренной сложности как композиций, так и деталей. Этот стиль в Памфилии показывает возможности «эллинского заповедника» по созданию своей версии римской архитектуры, а также наводит на мысль о том, что в римской архитектуре было два центра: Рим и Эллада, причем последняя, расположившаяся на нетронутых бесчисленными гражданскими войнами малоазиатских берегах, претворяла римскую тему силы и славы в камень (а не в кирпич) и работала с той же темой многоколонного и многоярусного фасада, но с эллинистической манерностью и изысканностью. Был ли в это время архитектурным центром Эфес или в Памфилии тоже были свои архитекторы – мы не знаем, но памятники Памфилии указывают на совсем не провинциальный характер этой земли в первые века нашей эры.

Кария. Подпорная стена Агоры в Алабанде I—II вв. н.э.

Сначала кажется, что самым значительным памятником является театр в Аспендосе, самый сохранившийся греко-римский театр вообще, который дошел до нас в таком хорошем состоянии благодаря любезности сельджуков, сделавшиx из него укрепленный караван-сарай. Но потом оказывается, что на акрополе Аспендоса возвышается еще и монументальный Нимфей (торжественно оформленный фонтан) с остатками декорации, аналогичной декорации сцены в театре. А потом к списку шедевров прибавляется нимфей со статуей реки Кестр в Перге, полукруглая площадь у ворот там же и еще нимфей на въезде в Сиде и монументальная библиотека в этом же приморском городе.

Кария. Театр в Алабанде I в. н.э.

Сюда же добавляются впечатления от театров, которые бывают монументальными – как в Аспендосе, Сиде и Перге, – а также почти камерными и «смотрящими» в долины – как в Термессосе и Силлионе. Есть еще почти целый стадион в Перге, а также гимнасий в Термессосе – с какой-то почти недостоверно-барочной каменной декорацией и мерным ритмом арочных завершений и оконных проемов с наличниками.

Памфилия. Театр в Термессосе I в. до н.э. – I в. н.э.

Еще один архитектурный аттракцион – зрелище трех храмов на мысочке у порта в Сиде. Сначала был беломраморный, сахарный греко-римский храм (часть его ныне восстановлена на американские деньги). Потом его снесли и выстроили мощную и грубоватую, но очень большую раннехристианскую базилику, одни боковые помещения алтаря которой сравнимы с кресто-вокупольными храмами. И, наконец, в византийское время в абсиду полуразрушенной базилики вставили маленький храм на четырех колонках – скромный, весь из ворованных на античных руинах материалов и какой-то ощутимо последний в этом ряду.

<<вернуться       далее>>

вверх

 Архив

     

21.11.2004 XII-MMIV
Владимир Седов
Дальние земли Эллады.
Анатолия к югу от реки Меандр

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXIV-MMVIII
   
XXIII-MMVIII
   
XXII-MMVII
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XVIII-MMVI
   
XVII-MMVI
   
XV/XVI-MMV
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   

IV-MMII

   

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна