|
|
Путешествие
Владимир Седов
Дальние земли Эллады.
Анатолия к югу от реки Меандр
XII-MMIV - 21.11.2004
Площадь позади
эллинистических ворот
Перге.
Пример греко-римского
стиля в Памфилии
II в. н.э.
Памфилия
Если в Иотапе мы видели как бы уменьшенную модель античного города,
то в городах Памфилии мы видим какое-то
непомерное возрастание все тех же компонентов города в частности, да и городов
вообще. Это необыкновенно богатая земля,
к тому же украшенная в римское время
с несказанной пышностью.
Древнегреческих памятников
в Памфилии вообще не видно, а от эллинистического времени остались одни стены
из крупных блоков насухо и воротная
башня удивительной сохранности в Силлионе, где с одной стороны мы видим еще
прямоугольный проем с балкой, а с другой
– ложный свод, намекающий на скорое
рождение арки.
Нимфей в Перге
Статуя – олицетворение
реки Кестр
II в н.э.
Все остальное в четырех других
городах – прибрежном Сиде, скалистом
Аспендосе, приречном Перге и горном
Термессосе, принадлежит времени императора Адриана, то есть II веку нашей эры.
Такое ощущение, что если не сам Адриан,
то его вельможи пестовали в Памфилии
какой-то специфический стиль, который
близок к тому, что в Риме ученые
называют «адриановским барокко»,
но отличается от римского варианта несколько большей строгостью – при общей
пышности и намеренной сложности
как композиций, так и деталей. Этот стиль
в Памфилии показывает возможности
«эллинского заповедника» по созданию
своей версии римской архитектуры,
а также наводит на мысль о том, что в римской архитектуре было два центра: Рим
и Эллада, причем последняя, расположившаяся на нетронутых бесчисленными
гражданскими войнами малоазиатских
берегах, претворяла римскую тему силы
и славы в камень (а не в кирпич) и работала
с той же темой многоколонного и многоярусного фасада, но с эллинистической
манерностью и изысканностью. Был ли
в это время архитектурным центром Эфес
или в Памфилии тоже были свои архитекторы – мы не знаем, но памятники
Памфилии указывают на совсем не провинциальный характер этой земли
в первые века нашей эры.
Кария. Подпорная стена
Агоры в Алабанде
I—II вв. н.э.
Сначала кажется, что самым значительным памятником является театр
в Аспендосе, самый сохранившийся греко-римский театр вообще, который дошел
до нас в таком хорошем состоянии благодаря любезности сельджуков, сделавшиx
из него укрепленный караван-сарай. Но потом оказывается, что на акрополе
Аспендоса возвышается еще и монументальный Нимфей (торжественно
оформленный фонтан) с остатками
декорации, аналогичной декорации сцены
в театре. А потом к списку шедевров
прибавляется нимфей со статуей реки
Кестр в Перге, полукруглая площадь
у ворот там же и еще нимфей на въезде
в Сиде и монументальная библиотека
в этом же приморском городе.
Кария. Театр в Алабанде
I в. н.э.
Сюда же добавляются впечатления
от театров, которые бывают монументальными – как в Аспендосе, Сиде и Перге, –
а также почти камерными и «смотрящими» в долины – как в Термессосе и Силлионе. Есть еще почти целый стадион
в Перге, а также гимнасий в Термессосе –
с какой-то почти недостоверно-барочной
каменной декорацией и мерным ритмом
арочных завершений и оконных проемов
с наличниками.
Памфилия. Театр
в Термессосе
I в. до н.э. – I в. н.э.
Еще один архитектурный аттракцион – зрелище трех храмов на мысочке
у порта в Сиде. Сначала был беломраморный, сахарный греко-римский храм (часть
его ныне восстановлена на американские
деньги). Потом его снесли и выстроили
мощную и грубоватую, но очень большую
раннехристианскую базилику, одни боковые помещения алтаря которой сравнимы
с кресто-вокупольными храмами.
И, наконец, в византийское время в абсиду
полуразрушенной базилики вставили
маленький храм на четырех колонках –
скромный, весь из ворованных на античных руинах материалов и какой-то ощутимо последний в этом ряду.
<<вернуться
далее>>
|
|
|