приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

VII-MMIII - 23.06.2003
Алексей Бавыкин, Михаил Хазанов
Устная история. К 20-летию бумажной архитектуры

А.Бавыкин. Конкурсный проект «Стеклянная башня. Памяти Ивана Леонидова». 1984

Так кто же был лидером тогда? Были ли лидеры?

Лидеры были, их можно было выделить по количеству полученных премий – как в соревнованиях. Белов, Бродский-Уткин, Филиппов-Бронзова, Зайцев-Баталов и Буш-Подъяпольский-Хомяков. Эти команды буквально «сгребали» премии.

Вам хотелось с ними советоваться, спрашивать их мнения, подражать?

Нет, весь интерес был в том, чтобы делать что-то отличное от других. Если собираешься соревноваться, то зачем же подделываться? Все те, кто пытался подделываться, они вообще никогда ничего не получали. Сразу нашлись те, кто начал «под Белова» работать.

А.Бавыкин. Проект «Дом мыслителей. Памяти Николя Леду». 1987

Так что это было, напор юношеского самовыражения в отсутствие кумиров?

Нет, кумиры западные были. Это была особая среда, интеллигентская, либеральная. Предперестроечная по духу. Веселая, жизнерадостная, гуманная. Это был всплеск непрофессионального, «художнического» сознания в архитектурной среде. Наверняка так на нас и смотрели. Японцам было интересно, но почему-то в бюро работать никого не позвали.

Так как же все это кончилось?

Не надо нагонять лишнего пафоса относительно бумажной архитектуры. Это очень интересный багаж, нами нажитый, но это было все же баловство. А потом люди постепенно переквалифицировались в управдомы. Все мы сейчас, в той или иной степени, управдомы. А кто-то там, в рисунках, и остался. Конец бумажной архитектуре положила эпоха «квартирных ремонтов» (начало практической деятельности), начавшаяся на рубеже 1980–1990-х годов. Зачем было рисовать какие-то картинки к конкурсам, если то же баловство можно было рисовать к реальным интерьерам, а потом пытаться воплощать?

Михаил Хазанов: Для меня история бумажной архитектуры делится на три этапа. Как любое большое художественное явление: архаика, классика и, скажем, закат, романтика.

Григорий Ревзин: Взгляд скорее искусствоведческий, очень посторонний.

Я себя считаю прохожим по окраине. Одной ногой в реальной архитектуре, другой – в бумажной. И то, и это – мой круг, я со всеми дружил. Но центром бумажной архитектуры были два конкурса, Shankenshiku и Central Glass, а я в них не участвовал. Делал что-то рядом – наши и ненаши детские и взрослые конкурсы, все потом вошло в корпус бумажной архитектуры, но у меня были сложные отношения с бумажной архитектурой. С одной стороны, мне, может быть, больше других была уготована роль бумажника: больше любил придумывать, чем разрабатывать. Но мне очень не хотелось быть исключительно бумажником. Мой отец когда-то сказал мне, что я никакой не архитектор, а в лучшем случае театральный художник, и мне хотелось доказать ему обратное. И себе тоже. Все время заставлял себя двигаться в сторону строительства, уйти от бумаги. После института попал в 12 мастерскую Моспроекта-1, к Виктору Лебедеву, замечательному человеку, абсолютно неструктурному, нестандартному. Там тогда собралась славная компания: Ларин, Цивьян, Коновалов, Асс, Волчек, Шабунин, Яворский – все архитекторы высочайшего класса, – было на кого равняться. И там был курс на строительство. Была теория малых дел: нет больших и малых объектов, нет неинтересных архитектурных задач, есть какая-то высокая архитектурная линия, которая должна быть реализована где угодно. И в утопиях, и в реалиях. Так что мой взгляд на бумажную архитектуру одновременно извне и изнутри.

С чего все началось?

Импульс, по-моему, дали НЭР, «Чрево Парижа» и, конечно, конкурс, который выиграл Кирпичев. Студенческий конкурс Международного союза архитекторов, 1972 год. Я не участвовал в этой работе, но помню, как это все происходило, глазами неучастника. Как носились по институту люди, как Слава стал фигурой загадочной и легендарной. Был первый раз триумфальный прорыв на Запад и выиграна первая премия. Потом был небольшой спад активности, но на «градо» (факультет градостроительства – Г.Р.) делался северный город, а в 1975 году стал событием конкурс на жилище для потерпевших бедствие. Наша команда – Марина, Саша Асадовы и я – вышла тогда во внутренний финал, но премий не получили. А потом был театральный конкурс. Конкурс на «Театр будущего» в Париже в 1976 году, где сразу две наши команды выиграли обе первые премии, мы и Костя Бойм, с интересным очень ящиком, который трансформировался – это были даже чем-то родственные проекты. У них как бы был один фрагмент нашей общей структуры.

Детский университет во главе с Михаилом Хазановым идет по Кузнецкому мосту вдоль витрины, оформленной «бумажниками» (в витрине работы В.Овсянникова, Т.Арзамасовой, Н.Бронзовой, Е.Пенталь, М.Кокушкина, А.Бавыкина, А.Асадова, О.Фридлянд). 1980

И вы, и Белов отмечаете значимость этого конкурса для бумажной архитектуры. Но, на мой взгляд, при всем его значении, при всем значении вашей первой премии, позвольте заметить, что он как-то не очень похож на бумажную архитектуру. Реальное место, огромная градостроительная программа, гигантский макет, сценарии – все это больше напоминает НЭР, средовое движение, сенежскую студию.

Авторы «Театра будущих поколений». 1976

Работы наших старших коллег очень на нас влияли. Вкус к концептуальному проектированию, скорее всего, от них. Гутнов, Лежава, Асс, Розеблюм – все это прямые предшественники, а Лежава – прямой вдохновитель бумажной архитектуры. И естественно, на нашем проекте Лежава вообще был главным играющим тренером. Движение сформировалось спонтанно. Его никто не организовывал, долгое время не было никакой идеологии, людей никто специально не собирал, не отбирал. Основой были просто традиции архитектурного рабства, когда все ходили друг к другу, помогали делать курсовые, дипломные, конкурсные проекты. Общались большими архитекторскими компаниями. Все постоянно виделись друг с другом. Любой конкурс – очень большая работа, и пока она выполнялась, оформились команды. Наша была самая большая. Под руководством Ильи Лежавы работали Миша Белов, Таня Арзамасова, Володя Ламакин, Слава Овсянников и я. Монахов, Бродский, Уткин, Арзамасова, Баталов, Зайцев, Душкина – все время от времени, но регулярно встречались у нашего профессора – Бориса Григорьевича Бархина дома. Он всегда хотел, чтобы все его ученики держались вместе, и там была очень своеобразная атмосфера – академичная и богемная одновременно. Вообще у бумажной архитектуры два крестных отца – Лежава научил всех придумывать, а Бархин вкусу доводить вещи до конца, до качества законченного, отточенного произведения. То есть этот конкурс стал местом, в котором определились основные участники движения. Это было шумно, весело, это и было уже явление, правда, еще не осознавшее себя.

<<вернуться                  далее>>

вверх

 Архив

   

Кто у нас ньюсмейкеры

   
 

23.06.2003 VII-MMIII
Виктор Быков
Торговый центр на улице Белинского (Нижний Новгород)

   

23.06.2003 VII-MMIII
Сергей Кисилев
Комплекс административно-офисных зданий на Краснопролетарской улице (Москва)

   

23.06.2003 VII-MMIII
Алексей Козырь
Офисное здание на пересечении Садовнической улицы и Садового кольца (Москва)

   
 

23.06.2003 VII-MMIII
Борис Левянт
Многофункциональный развлекательный центр на Профсоюзной улице (Москва)

   
 

23.06.2003 VII-MMIII
Николай Лызлов
Административное здание на Страстном бульваре (Москва)

   
 

23.06.2003 VII-MMIII
Игорь Пищукевич
Частный спортивно-оздоровительный комплекс в Подмосковье

   
 

23.06.2003 VII-MMIII
Сергей Ткаченко
Офисно-деловой центр в Вознесенском переулке (Москва)

   
 

23.06.2003 VII-MMIII
Михаил Хазанов
Культурный комплекс Государственного академического театра классического балета под руководством Н.Касаткиной и В.Васильева (Москва)

   
 

23.06.2003 VII-MMIII
Алексей Бавыкин, Михаил Хазанов
Устная история. К 20-летию бумажной архитектуры

   

 Архив раздела

   

XXIX-MMIX

   

XXVIII-MMIX

   

XXIV-MMVIII

   

XXIII-MMVIII

   

XXII-MMVII

   

XXI-MMVII

   

XX-MMVI

   

XIX-MMVI

   

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна