приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Что делают ньюсмейкеры?

Херцог и де Мерой в русской деревне
Григорий Ревзин
V-MMII - 17.12.2002

М.Гинзбург, Жилой дом Наркомфина. 1928-1930

- Вы знаете какие-то имена?
- Ох, ну разумеется, они же входили в школьную программу, всех их мы учили. Помню, когда я был студентом, они мне даже нравились. Не с тех пор... Мы не собираемся опираться на эту традицию А кстати, как у вас принято считать, архитектура тоталитаризма убила конструктивизм? Вы к ней плохо относитесь?

Н & de M. Студенческое общежитие Университета Бургундии. Дижон, Франция, 1990-1992

- А вы?
- Когда смотришь на сталинскую архитектуру, может быть это глупо, но она производит огромное впечатление. Конечно, если пытаться разделиться по партиям, считать, что когда Сталин пришел к власти, он дал силу партии неоклассиков и испортил жизнь партии конструктивистов, - то мы, наверное, должны ощущать себя в партии конструктивистов. Но это идеология, а когда смотришь на реальность, то эти сталинские здания - в них столько энергии, они настолько привлекательны и они ни на что не похожи. И я думаю, что сегодня было вы очень интересно поработать над сталинизмом, как-то о нем подумать. И я думаю, что будущее русской архитектуры - это скорее эклектическое смешение различных качеств традиционализма, неоклассики, современной архитектуры. Как везде в мире, есть черные люди, желтые люди, белые люди, и их смешение создает энергию больших городов.

А.М.Алхазов, А.В.Мезьер. Жилой дом на Можайском шоссе в Москве. 1940 

Н & de M. Винная фабрика "Доминус" в Калифорнии. 1995-1999. Стена-габион

Н & de M. Ricola-Europe SA. Скаладское и производственное помещение. Мюльус-Бранстат, Франция, 1992-1993. Прозрачные панели фасада из поликарбоната с напечатанным растительным орнаментом

Понятно. Сталинский традиционализм, главки церквей и избы - такой вот архитектурный словарь местного колорита. Среди этого - бриллианты, часы и модная одежда.
- Вы не думаете, что работа с таким сюжетом, как модные бутики, требует каких-то специфических архитектурных средств, образов, не всегда присутствующих в традиционной местной архитектуре?

- Нет, ни в коем случае. Конечно, шоппинг - это весьма специфический мир, Это не для всех, особенно здесь, в этой стране. Но что можем сделать мы, архитекторы? Мы должны создать настоящее произведение архитектуры. Сейчас оно будет работать для данного конкретного заказчика. Но люди уходят, а здания остается. Может быть позднее здесь будет детский сад, или жилье, или что-то еще. Кто может знать? Мы строим для клиента, но одновременно мы строим и не для клиента… Мы строим для всех, будущее нельзя предсказать... Возьмите все архитектурные произведения, дворцы, которые были построены в царский период России, особняки. Что с ними стаяв потом?

Французский интеллектуал все же не может не дать о себе знать. Где-то должны проснуться "свобода, равенство и братство". Ну разумеется, хотелось бы строить детские сады и районы социально ориентированного жилья, но не выходит. Но с другой стороны - ведь это же не в первый раз с ними такой заказ.
- Но вы же строили для "Прада" магазин - в Токио и в Нью-Йорке.
- Магазин только в Токио, в Нью-Йорке штаб-квартиру, магазин там строил
- Но строительство для "Прада" - это совершенно другая тема. "Прада" сами художники, артисты, у них есть своя коллекция. И мы практически занимаемся тем же самым, что и они. Они создают новые вещи своей коллекции, мы тоже создаем новые вещи своей коллекции. Это совсем не то же самое, что "Меркури", которые занимаются только торговлей.

Нет, все-таки не совсем типичный левый французский интеллектуал. Если он то же самое, что "Прада", тогда это как-то не вписывается. Невозможно представить себе, чтобы "Прада" всей душой стремилась одеть детские сады, и лишь тяжелая экономическая необходимость заставляла их работать на помещиков и буржуазию.
- Чтобы вы хотели от своего проекта?
- Мне бы хотелось, чтобы он генерировал какую-то общественную жизнь, Мы пытаемся сделать предложение, которое будет генерировать жизнь. Чтобы архитектура могла привлекать как можно больше людей. Насколько я понял, по Третьяковскому проезду может сегодня пройти любой человек, рядовой горожанин. Это верно? Мне бы хотелось, чтобы простые люди тоже могли ходить и в нашем комплексе.

- Но жители Жуковки - это не совсем  простые люди. Там даже совсем нет простых людей.
- Да, это, конечно, жалко, И этот проект, он основан на жесткой сегрегации. Есть бедные, есть богатые, эта Жуковка - только богатые. Правда, может быть, это будущее всего мира, из-за терроризма, из-за насилия люди принимают повышенные меры безопасности, а это, разумеется, не ведет ни к открытости, ни к публичной жизни. Жуковка, кстати, очень похожа на американские загородные районы, большинство домов там такие же. Но такая замкнутость - она мне не нравится. Вчера, когда мы приехали в Москву, вечером я пошел гулять. И на улицах было очень мало людей, и почти не было света, город был пуст. Haверноe, это культурная ситуация, не только урбанистическая - это культура жизни людей в своем городе. Я никого не встретил, и пойти было совершенно некуда, разве что в секс-клуб, В европейском городе вы найдете десятки кафе, каких-то мест, где есть общественная жизнь, а здесь этого очень мало. И вот это интересно - каким образом можно стимулировать общественную жизнь. Как вы можете использовать энергию города. Это гораздо важнее, чем конкретная постройка.

- Вы хотели бы использовать энергию Жуковки?
- Да, как любого другого шеста. Конечно, жалко, что то, что мы должны по строить, находится не в городе, а за городом. Но архитектор всегда работает в конкретном месте должен из него исходить.

Ну что же, энергия Жуковки - пускай. Архитектура такая вещь - то, что о ней говорят, практически никогда ей не соответствует. Это действительно гениальные архитекторы, и в сегодняшнем мире, пожалуй, нет ни одного архитектора авангардного направления, который бы тоньше работал с местными реалиями, с контекстом, который действительно мог бы соединить грязь покосившихся изб, "Меркури", социальную энергию Жуковки, и чтобы из этого возник шедевр архитектуры. А что они думают, создавая этот шедевр - не так важно. Важно, что получится в результате и когда.

- А когда все это будет построено?
- Пока речь идет о том, что очень быстро. Через год все должно стоять.

Интервью провел Григорий Ревзин

<<вернуться

вверх

 Архив

   

Кто у нас ньюсмейкеры

   
 

17.12.2002 V-MMII
Виктор Быков
Жилой дом на ул. Провиантской (Нижний Новгород)

   

17.12.2002 V-MMII
Группа МЕГАНОМ
Вилла "Остоженка", Молочный пер. (Москва)

   

17.12.2002 V-MMII
Сергей Киселев
Административное здание ЗАО "МАРТИН" на Рязанском проспекте (Москва)

   
 

17.12.2002 V-MMII
Евгений Пестов
Гостиничный комплекс на Верхне-Волжской набережной (Нижний Новгород)

   
 

17.12.2002 V-MMII
Марк Рейнберг
Многофункциональный коммерческий комплекс и офисное здание на набережной Мойки (Санкт-Петербург)

   
 

17.12.2002 V-MMII
Илья Уткин
Вилла в окрестностях Праги

   
 

17.12.2002 V-MMII
Михаил Хазанов
Административное здание на Большой Грузинской улице (Москва)

   
 

17.12.2002 V-MMII
Андрей Чернихов
Архитектурно-градостроительная концепция комплекса административных зданий для размещения правительства Московской области

   
 

17.12.2002 V-MMII
Никита Явейн
Многоквартирный жилой дом со встроенной автостоянкой на Кронверкском проспекте (Санкт-Петербург)

   
 

17.12.2002 V-MMII
Григорий Ревзин
Херцог и де Мерой в русской деревне

   

 Архив раздела

   

XXIX-MMIX

   

XXVIII-MMIX

   

XXIV-MMVIII

   

XXIII-MMVIII

   

XXII-MMVII

   

XXI-MMVII

   

XX-MMVI

   

XIX-MMVI

   

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна