|
|
Что делают ньюсмейкеры?
Херцог и де Мерой в русской
деревне
Григорий Ревзин
V-MMII - 17.12.2002
М.Гинзбург, Жилой дом Наркомфина. 1928-1930
- Вы знаете какие-то имена?
- Ох, ну разумеется, они же входили в школьную программу, всех их мы
учили. Помню, когда я был студентом, они мне даже нравились. Не с тех
пор... Мы не собираемся опираться на эту традицию А кстати, как у вас
принято считать, архитектура тоталитаризма убила конструктивизм?
Вы к ней плохо относитесь?
Н & de M. Студенческое общежитие Университета Бургундии. Дижон, Франция,
1990-1992
- А вы?
- Когда смотришь на сталинскую архитектуру, может быть это глупо, но она
производит огромное впечатление. Конечно, если пытаться разделиться
по партиям, считать, что когда Сталин пришел к власти, он дал силу партии
неоклассиков и испортил жизнь партии конструктивистов, - то мы, наверное,
должны ощущать себя в партии конструктивистов. Но это идеология,
а когда смотришь на реальность, то эти сталинские здания - в них столько энергии, они настолько привлекательны и они ни на что не похожи. И я думаю, что сегодня было вы очень интересно поработать над сталинизмом, как-то о нем подумать. И я думаю, что будущее русской архитектуры - это скорее эклектическое смешение различных качеств традиционализма, неоклассики, современной архитектуры. Как везде в мире, есть черные люди, желтые люди, белые люди, и их смешение создает энергию больших городов.
А.М.Алхазов, А.В.Мезьер. Жилой дом на Можайском шоссе в Москве. 1940
Н & de M. Винная фабрика "Доминус" в Калифорнии. 1995-1999. Стена-габион
Н & de M. Ricola-Europe SA. Скаладское и производственное помещение. Мюльус-Бранстат, Франция, 1992-1993. Прозрачные панели фасада из поликарбоната с напечатанным растительным орнаментом
Понятно. Сталинский традиционализм, главки церквей и избы - такой вот архитектурный словарь местного колорита. Среди этого - бриллианты, часы и модная одежда.
- Вы не думаете, что работа с таким сюжетом, как модные бутики, требует
каких-то специфических архитектурных средств, образов, не всегда
присутствующих в традиционной местной архитектуре?
- Нет, ни в коем случае. Конечно, шоппинг - это весьма специфический мир,
Это не для всех, особенно здесь, в этой стране. Но что можем сделать мы, архитекторы? Мы должны создать настоящее произведение архитектуры. Сейчас оно будет работать для данного конкретного заказчика. Но люди уходят, а здания остается. Может быть позднее здесь будет детский сад, или жилье, или что-то еще. Кто может знать? Мы строим для клиента, но одновременно мы строим и не для клиента… Мы строим для всех, будущее нельзя предсказать... Возьмите все архитектурные произведения, дворцы, которые были построены в царский период России, особняки. Что с ними стаяв потом?
Французский интеллектуал все же не может не дать о себе знать. Где-то должны проснуться "свобода, равенство и братство". Ну разумеется, хотелось бы строить детские сады и районы социально ориентированного жилья, но не выходит. Но с другой стороны - ведь это же не в первый раз с ними такой заказ.
- Но вы же строили для "Прада" магазин - в Токио и в Нью-Йорке.
- Магазин только в Токио, в Нью-Йорке штаб-квартиру, магазин там строил
- Но строительство для "Прада" - это совершенно другая тема. "Прада"
сами художники, артисты, у них есть своя коллекция. И мы практически
занимаемся тем же самым, что и они. Они создают новые вещи своей коллекции, мы тоже создаем новые вещи
своей коллекции. Это совсем не то же самое, что "Меркури", которые занимаются только торговлей.
Нет, все-таки не совсем типичный левый французский интеллектуал. Если он то же самое, что "Прада", тогда это как-то не вписывается. Невозможно представить себе, чтобы "Прада" всей душой стремилась одеть детские сады, и лишь тяжелая экономическая необходимость заставляла
их работать на помещиков и буржуазию.
- Чтобы вы хотели от своего проекта?
- Мне бы хотелось, чтобы он генерировал какую-то общественную жизнь,
Мы пытаемся сделать предложение, которое будет генерировать жизнь.
Чтобы архитектура могла привлекать как можно больше людей. Насколько
я понял, по Третьяковскому проезду может сегодня пройти любой человек, рядовой горожанин. Это верно? Мне бы хотелось, чтобы простые люди тоже могли ходить и в нашем комплексе.
- Но жители Жуковки - это не совсем простые люди. Там даже совсем нет
простых людей.
- Да, это, конечно, жалко, И этот проект, он основан на жесткой сегрегации.
Есть бедные, есть богатые, эта Жуковка - только богатые. Правда, может
быть, это будущее всего мира, из-за терроризма, из-за насилия люди принимают повышенные меры безопасности, а это, разумеется, не ведет ни
к открытости, ни к публичной жизни. Жуковка, кстати, очень похожа на американские загородные районы, большинство домов там такие же. Но такая замкнутость - она мне не нравится. Вчера, когда мы приехали в Москву, вечером я пошел гулять. И на улицах было очень мало людей, и почти не было света, город был пуст. Haверноe, это культурная ситуация, не только урбанистическая - это культура жизни людей в своем городе. Я никого не встретил, и пойти было совершенно некуда, разве что в секс-клуб, В европейском городе вы найдете десятки кафе, каких-то мест, где есть общественная жизнь, а здесь этого очень мало. И вот это интересно - каким образом можно стимулировать общественную жизнь. Как вы можете использовать энергию города. Это гораздо важнее, чем конкретная постройка.
- Вы хотели бы использовать энергию Жуковки?
- Да, как любого другого шеста. Конечно, жалко, что то, что мы должны по
строить, находится не в городе, а за городом. Но архитектор всегда работает в конкретном месте должен из него исходить.
Ну что же, энергия Жуковки - пускай. Архитектура такая вещь - то, что о ней говорят, практически никогда ей не соответствует. Это действительно гениальные архитекторы, и в сегодняшнем мире, пожалуй, нет ни одного архитектора авангардного направления, который бы тоньше работал с местными реалиями, с контекстом, который действительно мог бы соединить грязь покосившихся изб, "Меркури", социальную энергию Жуковки, и чтобы из этого возник шедевр архитектуры. А что они думают, создавая этот шедевр - не так важно. Важно, что получится в результате и когда.
- А когда все это будет построено?
- Пока речь идет о том, что очень быстро. Через год все должно стоять.
Интервью провел Григорий Ревзин
<<вернуться
вверх
|
|
|