|
|
Что делают ньюсмейкеры?
Херцог и де Мерой в русской
деревне
Григорий Ревзин
V-MMII - 17.12.2002

Строительство русской избы в Калужской
области. Конец XX века.
В начале мая у меня состоялась встреча с одним из директоров компании "Mercury". Он спросил меня, кого из архитекторов можно было бы пригласить, чтобы построить торговый комплекс в Жуковке - там должны быть бутики, рестораны, фитнесс-центр и так далее. Директор терпеливо ждал, пока я, наконец, остановлюсь на каком-нибудь имени, но потом, желая мне помочь, сказал: "Мы в принципе уже начали переговоры с двумя швейцарцами, Херцогом и де Мереном". Понятно, что после этого все мои советы свелись к тому, чтобы эти переговоры ни в коем случае не заканчивать. Никто, впрочем, и не собирался. Через три дня в "Балчуге" в девять утра я встречался с Херцогом и де Мероном, которые прилетели смотреть место. Первым в вестибюль спустился де Мерой. Можно сказать, повезло, что он пунктуально пришел первым, пока Херцог дожевывал бутерброды, - он хоть что-то сказал. Хотя первой фразой было:
- По интервью у нас вообще-то Жак, он сейчас подойдет. Он говорун, я больше присутствую.

Н & de M. Дом Фрёлих. Проект. 1995
Я, естественно, сразу же начал со своего главного - не построят ли они в Жуковке что-нибудь вроде винодельни "Доминус" (см. "Проект Классика" №3). Мне казалось - так красиво: Жуковка, и там стоит железная сетка, заполненная щебнем, а в ней бриллианты и бутики. Пьер де Мерон очень удивился.
- Нет, конечно, мы вообще никогда не повторяемся. И не собираемся больше работать с сеткой. И потом "Доминус" - это очень южная архитектура. Жаркое солнце, Калифорния. А у вас совсем другой климат. Было бы страшно глупо построить такую вещь в Москве.
Чувствуя неловкость за климат и за глупость по поводу "Доминуса", я поскорей спросил:
- А что вы здесь будете строить?
- Пока я не знаю. Мы ведь еще не подписали контракт.

Барма & Постник. Собор Покрова на Рву. 1555-1561
По счастью в этот момент, который, в сущности, эффектно исчерпывал интервью, подошел Жак Херцог.
Как только он подошел, сразу стало ясно, что по интервью у них он. То есть, конечно, не только по интервью, но у него была настолько характерная внешность - с длинным лысым черепом, с острым носом, острыми скулами и такими, знаете, немного печальными глазами левого интеллектуала, который хотя и стал профессором Сорбонны, но еще помнит 68 год, -что стало ясно - этот сейчас соловьем зальется.
Не тут-то было. Пьер быстро произнес Жаку несколько фраз по-немецки, Жак посмотрел на меня как-то одновременно и спросонья и удивленно,
произнес вопросительно: "Доминус? Почему не Тейт?", и замолк, ожидая вопросов.
- Что же все-таки вы будете здесь
строить?
-Я не знаю, будем ли мы строить контракт еще не подписан,
- Но о чем идет речь?
- Предварительно это luxury village. Магазины, рестораны, развлекательные функции, Заказчики - Фирма, специализирующаяся на розничной продаже. Расположено это
не в центре города, а за городом. Поселок Жуковка. Говорят, здесь это называется
Беверли-Хиллз, как в Америке. Места приятное. Красивые деревья, Приятный ландшафт.
Здесь было бы уместно поговорить о погоде. "Как погода в Жуковке? Как в Беверли-Хиллз? Где лучше?" Я делаю еще одну попытку добраться до менее светского разговора.
- То есть это шоппинг-молл?
- Это точно не будет шоппинг-молл. Шоппинг-моллы
есть везде в мире. Если мы будем что-то делать, то что-нибудь совсем другое.
- То есть вы изобретаете новую архитектурную типологию?
Херцог заметно оживляется.
- Вот именно, новую типологию. Это как раз и интересно. Моги - это
когда вы все время в одном и том же пространстве. Это неинтерестно. Интересно - когда существует множество
пространственных типов. Деревня... - лицо Херцога приобретает
какое-то неуместное мечтательное выражение,
у меня возникает ощущение, что я разговариваю не с французским интеллектуалом, а с поэтом-деревенщиком.
- Деревня включает в себя и интерьер, и то, что снаружи, Вообще наша идея
заключается в том, чтобы не делать, повсюду одно и
тоже. У нас нет определенного стиля, в каждом месте мы делаем нечто новое. Мы пытаемся вытянуть это новое из местного контекста.
- А что вы видели в России?
- Практически ничего. Мы на один день приехали. Мы ездили в Жуковку
еще видели Третьяковский проезд. Это мне показалось интересно -
улица из магазинов. Но деревня! Mы видели несколько традиционных русских
домов - это совершенно поразительно. У них бревна положены вдоль земли
одно на другое, и так получается стена. Такого мы еще нигде не видели, Еще
мы видели русские православные храмы. У них совершенно необычные завершения, как луковица. Мы вообще противники интернационального стиля, в каждом месте есть свое, непередаваемое. В Лондоне это останки индустриальной среды, в Калифорнии -
щебень, у вас - бревна.
В этот момент у меня перед глазами возникает жуткое зрелище деревни из нарядных полированных изб, увенчанных главками, крытыми лемехом а-ля Кижи. Их много, они расположены в Жуковке. На одной избе древнерусским шрифтом написано "Прада". На другой "Хьюго Босс". Есть изба "Армани", есть и "Мияке". Есть банька "Патек Филипп". Все это выстроено в одну улицу, у нее на входе деревянные ворота. А вместо обычной здесь надписи типа "Садово-огородническое товарищество "Рассвет"" написано
"Меркури". Вот ведь, ей-богу, избы им понравились. Хоть бы Мельников, Веснины, Гинзбург...
- А архитектура русского конструктивизма? На нее вы собираетесь опираться?
- Нет, А почему вы о ней спрашиваете? Она популярна в России?
- Принято считать, что она популярна среди западных архитекторов, которые интересуются Россией.
- Да? Нет, разумеется, архитектура русского авангарда довольно известна, они были открыты к разным переменам, к разным новациям, но они
тоже стремились установить универсальный стиль...
далее>>
вверх
|
 |
|