|
|
Культура
Григорий Ревзин
Рисунок по мозгу
XIV-MMV - 31.08.2005
Но ведь что это означает? Как, собственно, рождается это ощущение таблиц,
переходящих с одного листа на другой,
с одного полотна на другое? Буквально
это значит, что между двумя листами,
висящими на стене, или просто как-то существующими независимо друг от
друга, существует некая материя, на которую тоже нанесены эти таблицы. И, глядя
на них, мы ощущаем ее присутствие. Так,
будто некий гигантский, непредставимо
большой печатный пресс упал на пространство, и там, где были листы – там
есть след, но там, где ничего не было, где
была пустота, этот пресс тоже пропечатал
свои линии – только уже на пустоте.
Инсталляция «Свет
в ноябре». Тронхейм
(Норвегия). 2004
Я бы сказал, что инсталляции Александра Константинова – визуализация
этого зарисованного промежутка. То самое
пространство, которое существует между
листами и также несет на себе графический отпечаток.
Мы смотрим на его нарисованные
дома в Тронхейме, и они существуют
среди других – таких же – построенных
скандинавских домов. Смотрим на его
кресты в Ферапонтове и на Паросе – и они
существуют среди других таких же – нарисованных крестов. Смотрим на здание
Арсенала в Нижнем Новгороде, заштрихованное той же таблицей, и понимаем,
что этот рисунок существует внутри такой
таблицы города. Тот бесконечный ряд
таблиц, которым пронизано все пространство, придумал не Константинов, он его
лишь проявил. В чем суть города, как не
в бесконечной таблице? В чем суть любого
здания, как не в ней же? С некоторой
точки зрения весь мир, в сущности, есть
просто бесконечная таблица координат.
Инсталляция
«Нюрнбергский стол».
2001
Александр Константинов изначально
не только художник, но и математик, и то,
что он так видит мир, совершенно естественно. Но дело в том, что он нам зримо
демонстрирует: так видит совсем не только
он. На самом деле оказывается, восприятие мира сквозь призму математической
таблицы, сквозь координатную сетку
свойственно нам всем – иначе откуда бы
возникало это фантастическое ощущение,
что графика расположена непосредственно
в пространстве? Собственно он и рисует по
этой таблице, которая расположена у нас
в мозгу и которую мы не осознаем – до
такой степени она кажется нам естественной. И неожиданность, острота этих вещей
связана как раз с тем, что он заставляет
нас осознать присутствие этой таблицы.
Мало того, у нее, оказывается, есть
эстетика. У нее есть пропорции, выразительность линии, масштаб, где-то она
ломается и переходит в хаос, где-то опять
восстанавливается. У нее даже есть символика, потому что сетки координат иногда
сами собой складываются в кресты. Или
просто состоят из крестов. По крайней
мере, вокруг Ферапонтова монастыря это
именно так.
АЛЕКСАНДР
КОНСТАНТИНОВ
Родился 14.12.1953.
Доктор математических
наук, профессор кафедры прикладной
математики Московского
университета электроники и математики.
В советское время работал
как художник андерграунда.
С 1990 года прошло
16 персональных
выставок Александра
Константинова в России
(Третьяковская галерея –
1992) и за рубежом, в том
числе в Австрии, Германии, Чехии, Венгрии,
Норвегии, США
<<вернуться
|
|
|