приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Культура

Григорий Ревзин
Рисунок по мозгу
XIV-MMV - 31.08.2005

Но ведь что это означает? Как, собственно, рождается это ощущение таблиц, переходящих с одного листа на другой, с одного полотна на другое? Буквально это значит, что между двумя листами, висящими на стене, или просто как-то существующими независимо друг от друга, существует некая материя, на которую тоже нанесены эти таблицы. И, глядя на них, мы ощущаем ее присутствие. Так, будто некий гигантский, непредставимо большой печатный пресс упал на пространство, и там, где были листы – там есть след, но там, где ничего не было, где была пустота, этот пресс тоже пропечатал свои линии – только уже на пустоте.

Инсталляция «Свет в ноябре». Тронхейм (Норвегия). 2004

Я бы сказал, что инсталляции Александра Константинова – визуализация этого зарисованного промежутка. То самое пространство, которое существует между листами и также несет на себе графический отпечаток.

Мы смотрим на его нарисованные дома в Тронхейме, и они существуют среди других – таких же – построенных скандинавских домов. Смотрим на его кресты в Ферапонтове и на Паросе – и они существуют среди других таких же – нарисованных крестов. Смотрим на здание Арсенала в Нижнем Новгороде, заштрихованное той же таблицей, и понимаем, что этот рисунок существует внутри такой таблицы города. Тот бесконечный ряд таблиц, которым пронизано все пространство, придумал не Константинов, он его лишь проявил. В чем суть города, как не в бесконечной таблице? В чем суть любого здания, как не в ней же? С некоторой точки зрения весь мир, в сущности, есть просто бесконечная таблица координат.

Инсталляция «Нюрнбергский стол». 2001

Александр Константинов изначально не только художник, но и математик, и то, что он так видит мир, совершенно естественно. Но дело в том, что он нам зримо демонстрирует: так видит совсем не только он. На самом деле оказывается, восприятие мира сквозь призму математической таблицы, сквозь координатную сетку свойственно нам всем – иначе откуда бы возникало это фантастическое ощущение, что графика расположена непосредственно в пространстве? Собственно он и рисует по этой таблице, которая расположена у нас в мозгу и которую мы не осознаем – до такой степени она кажется нам естественной. И неожиданность, острота этих вещей связана как раз с тем, что он заставляет нас осознать присутствие этой таблицы.

Мало того, у нее, оказывается, есть эстетика. У нее есть пропорции, выразительность линии, масштаб, где-то она ломается и переходит в хаос, где-то опять восстанавливается. У нее даже есть символика, потому что сетки координат иногда сами собой складываются в кресты. Или просто состоят из крестов. По крайней мере, вокруг Ферапонтова монастыря это именно так.

АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВ
Родился 14.12.1953. Доктор математических наук, профессор кафедры прикладной математики Московского университета электроники и математики. В советское время работал как художник андерграунда. С 1990 года прошло 16 персональных выставок Александра Константинова в России (Третьяковская галерея – 1992) и за рубежом, в том числе в Австрии, Германии, Чехии, Венгрии, Норвегии, США

<<вернуться

вверх

 Архив

     

31.08.2005 XIV-MMV
Александр Высоковский
Зазеркальная архитектура

     

31.08.2005 XIV-MMV
Григорий Ревзин
Рисунок по мозгу

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
III-MMII
   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна