|
|
Анатолий Белов
Квадратный Колизей,
или Метафизика формы
Дворец цивилизаций в EUR
XXI-MMVII - 01.06.2007
Дворец Итальянской
цивилизации – главный
акцент EURа
В Риме, как оказалось, есть два Колизея. Первый строился в период между
75 и 95 годами н. э., сначала при императоре Веспасиане Флавии, а затем при
двух его сыновьях – Тите и Домициане
(отсюда и его второе название – Амфитеатр Флавиев). Он находится в центре Рима
и служит его символом.
Дж. Пагано,
М. Пьячентини,
Л. Пиччинато, Э. Росси,
Л. Виетти.
Генплан района EUR
в Риме
Второй же Колизей (Квадратный
Колизей – Colosseo quadrato) был возведен в начале 40-х годов прошлого века
по проекту архитекторов Дж. Гуэррини,
Е. А. Ла Падулы и М. Романо. Его официальное название – Дворец цивилизаций
Италии (Il Palazzo delle Civilta Italiana),
Квадратным же Колизеем его прозвали
в шутку столичные граждане. И есть за
что: это белое прямоугольное здание,
каждый ярус которого опоясан аркадами.
Г. Банфи, Л. Барбиано ди
Бельджозо, Г. Кьочча,
Е. Пересутти, Е. Роджерс.
Дворец цивилизации.
Конкурсный проект, 1937
Он является одной из градостроительных доминант района EUR 1,
расположенного вблизи реки Тибр и дороги на Остию. Этот район составляют
в основном белые рационалистические
дома… да нет, не в основном, а только они
и составляют, т.е. среда там абсолютно
беспримесная, не содержащая ни единого
элемента других стилей. EUR производит впечатление архитектурной утопии,
скалькированной с античных архетипов,
но не подчистую, а с некоторыми видоизменениями: пропорции и размах те же,
а вот декоративности по минимуму – дома
здесь имеют какой-то спартанский, аскетичный вид, с монотонными фасадами,
которые разве что изредка украшены
пилястрами или колоннами без капителей
и кое-где снаружи обставлены скульптурами с донельзя упрощенной фактурой
и пластикой.
М. Ридольфи.
Дворец цивилизации.
Конкурсный проект, 1937
Сама же аббревиатура EUR расшифровывается как Esposizione Universale
Roma (Международная выставка в Риме).
Что это означает? В этом сочетании слов
отражено первоначальное назначение
данного места: в 1936 г. итальянское правительство добилось разрешения провести
Международную выставку 1941 г. в Риме.
Однако вскоре это мероприятие было
отложено до 1942 г.: на тот же год выпадало празднование 20-летия фашистского
режима – с этим-то событием, по замыслу
властей, и должна была совпасть Международная выставка. Для разработки
генплана EURa был приглашен архитектор М. Пьячентини – но вместо ожидаемых
выставочных павильонов от него потребовали спроектировать целый район,
который должен был стать символом «возрождающейся Римской империи».
У. Луккиченти.
Дворец цивилизации.
Конкурсный проект, 1937
И вот в 1938 г. там уже началось
активное строительство. Дворец цивилизаций был заложен одним из первых.
На проект был объявлен конкурс. В конкурсе на Il Palazzo della Civilta принимало
участие довольно много известных итальянских рационалистов: У. Луккиченти,
М. Ридольфи; и в команде – Г. Банфи, Л. Барбиано ди Бельджозо, Г. Кьочча,
Е. Пересутти, Е. Роджерс. Первый спроектировал дом, очень похожий на Palazzo
del Fascio Дж. Террани – разве что куда
менее эстетский в плане компоновки фасадов: главный фасад практически глухой,
с прямоугольным углублением посередине, предназначенным для лоджий;
боковой же фасад обтянут сеткой окон-ячеек, иными словами, весь в стекле. В то
время подобный контраст глухих и стеклянных поверхностей был необычайно
распространенным приемом – проект едва
ли может претендовать на оригинальность. Il Palazzo М. Ридольфи наиболее
изысканный в пространственном отношении – это дом-ворота: он состоит из двух
блоков (или корпусов), связанных друг
другом посредством мостиков, опертых на
квадратные столбы. Эти переходы, смутно
напоминающие акведуки, в плане привязаны к внешнему контуру и призваны
также визуально заполнять пустоту между упомянутыми блоками. Пустота же
благодаря им трансформируется в квадратный
атриум, перекрытый гнутой кровлей.
Появляется интереснейшее, наподобие тюрем Пиранези, пространство. По
формам и пропорциям оно выглядит как
предтеча постмодернизма a la Криер.
Дж. Гуэррини,
Э. Ла Падула, М. Романо.
Дворец итальянской
цивилизации. Общий вид.
1937–1940
Дворец итальянской
цивилизации.
Разрез через стену
и конструктивный чертеж
фасада.
План
Третий проект, как и первый,
представляет собой вариацию на тему
взаимодействия сквозных и глухих форм –
только масштабы его куда грандиознее:
это некое искривленное в плане сооружение без окон (или почти без них), стоящее
посреди квадратного двора, образуемого
циклопических размеров «аркадой» с прямоугольными проемами. «Аркада» эта
наделена двумя функциями – общественной и эстетической: первая выражена
в прогулочном пандусе, идущем по линии
продольной оси аркады и как бы прорезающем ее насквозь, вторая же заключается
в имитации защищенности, изолированности двора и «безоконной башни»
(в связи с этим возникают определенные
ассоциации с акведуками М. Ридольфи,
также имитирующими фрагменты
фасадов).
Однотипность описанных проектов, по-моему, налицо. Неудивительно,
что в конкурсе победил проект Гуэррини,
Ла Падулы и Романо. Однако и он, прежде
чем стать Квадратным Колизеем, претерпел массу метаморфоз (правда, не столь
значительных): в нем постоянно менялось
количество арок, центральные арки то
увеличивались, то уменьшались, к одному
из фасадов периодически пририсовывался
портал высотой в три этажа. Но в итоге
авторы все-таки решили делать все фасады
одинаковыми. Почему? Отсутствие как
таковой фасадной доминанты, да и главного фасада вообще, обусловлено, как мне
кажется, идеологическими соображениями: монотонная фактура экстерьера,
вызывающая у человека ощущение бесконечности и, соответственно, подавляющая
его, должна была символизировать вечность и незыблемость фашистского строя
в Италии.
Но хватит о символах. Ведь сначала,
как известно, рождается идея, и лишь
потом к ней приплетается какая-то идеология. Откуда взялось такое необычное
решение фасадов? Прототип номер один
это, разумеется, Амфитеатр Флавиев.
А. Г. Цирес в своей книге «Архитектура Колизея» писал: «Среди различных
контрастов, уничтожающих однообразие фасада, главным является контраст
между сплошной полосой стены наверху
и аркадами трех нижних этажей <…>
Без сплошной стены верхнего этажа
композиция распадалась бы на бесконечное количество однообразных арочных
ячеек». У Дворца цивилизаций, в отличие
от Колизея, семь этажей (включая последний технический), но, несмотря на это,
композиции фасадов обеих зданий – на
схематическом уровне – во многом аналогичны: во-первых, пропорции арочных
ячеек Il Palazzo очень схожи с пропорциями арочно-ордерных ячеек Колизея
(погрешность малозначительная), во-вторых, седьмой этаж Il Palazzo – как и
четвертый этаж Колизея – стянут сплошной стеной (разве что не такой высокой
и вообще без отверстий), что также обеспечивает композиционную целостность.
Нельзя не отметить еще один маленький
нюанс: с каждым этажом, начиная с нижнего, высота арочных ячеек Il Palazzo
чуть-чуть сокращается, что существенно облегчает восприятие этой мрачной
архитектуры.
Дж. де Кирико.
Турин весной, 1914
Дж. де Кирико.
Башня, 1918
Прототип номер два – это метафизическая живопись Дж. де Кирико.
У де Кирико красно-синие башни,
уходящие в никуда аркады, тени, отбрасываемые непонятно чем, фабричные
трубы, – все это безжизненно, но при этом
притягательно. Дворец цивилизаций и по своей эстетике идеально вписывается в мир
Дж. де Кирико. Это не то
чтобы именно прототип: авторы Дворца
цивилизаций скорее вдохновлялись его
творчеством, нежели буквально заимствовали из него какие-то формы. Ведь
в картинах Дж. де Кирико на первом
месте – атмосфера, проистекающая от взаимодействия изображенных на полотне
объектов, а не объекты в отдельности. Он
писал: «Человек должен иметь четкое
понятие о пространстве, которое объект
занимает на картине, и осознавать расстояние, отделяющее один объект от другого.
Также и архитектор должен иметь четкое
понятие о пространстве, которое занимают
отдельные составляющие архитектурного
монумента, и просчитывать расстояние,
отделяющее одни от других». К пространству между объектами он относился куда
более чутко, чем к самим объектам. Этот
принцип Дж. де Кирико как будто бы
и лежит в основе проекта Дворца цивилизаций Гуэррини, Ла Падулы и Романо:
пространство вокруг Il Palazzo играет
очень большую роль и обладает достаточно
сильной энергетикой. В этом, по моему
мнению, и проявляется его метафизичность. Хотя его форма претендует на это
качество в не меньшей степени.
А. Росси.
Монумент на кладбище
в Модене. 1971–1984. Общий вид
Галерея
К сожалению, Дворец цивилизаций, как и EUR, у нас мало кому известен.
Правда, он мелькал в таких заметных
фильмах, как «Боккаччо 70» (в новелле «Искушение сеньора Антонио»
Ф. Феллини – там вокруг него бегала
полуобнаженная А. Экберг) и «Живот
архитектора» П. Гринуэя… В «Гудзонском
ястребе» с Б. Уиллисом Il Palazzo тоже
присутствует, но этот фильм я не почитаю
заметным.
Если проводить аналогии между
произведением Гуэррини, Ла Падулы,
Романо и каким-нибудь зданием, относящимся к современной архитектуре, на
ум приходит разве что кладбище в городе Модена А. Росси конца 80-х. Там
все заставлено страшными бетонными
доминами в подтеках, в гуще которых
«сокрыт» красный куб с маленькими квадратными дырочками, упорядоченными
на манер матричной сетки – в интерьере там только металлические лестницы
и розоватые ниши в стенах, предназначенные, очевидно, для урн… Это не
совсем Дж. де Кирико, в этом проекте
уже обыгрывается фрактальная тематика, метафизика здесь исходит больше
не от архитектуры, а от тележек для
перевозки трупов, выставленных то тут,
то там. Кроме того, этот куб – еще и реминисценция итальянского павильона
на международной выставке в Брюсселе
А. Либеры. Тем не менее Росси, разумеется, хорошо знал архитектуру Дворца
цивилизаций и не мог не вступить с ней
в диалог.
А. Либера.
Итальянский павильон на
международной выставке
в Брюсселе, 1935
Оба сооружения чрезвычайно тяжеловесные, давящие на психику, но Дворец
цивилизаций как-то монументальнее
и интереснее. В отличие от Альдо Росси,
это не скомпилированная архитектура,
а импровизация – в ней нет того постмодернистского гротеска, который часто
отталкивает. Красный куб А. Росси хоть
и фотогеничен, однако в натуре смотрится
бледновато. Il Palazzo же хорош и на фотографиях и в реальности.
В чем отличие муссолиниевского
рационализма от постмодернизма
70-х – 80-х? Ведь оба стиля основаны на
классической архитектуре – и кладбище
в Модене не исключение, достаточно
взглянуть на его планировку. Да и сам
красный куб отдаленно напоминает древнеримский мавзолей (см. мавзолей Марка
Вергилия Эврисака). Но рационалисты
пытались добраться до сути источника,
довести его до формулы – до «метафизики», стоящей за реальной физикой
объекта. Они брали античный образец,
сдирали с него декор, выявляя структуру.
Постмодернисты, напротив, утрируют
физику в ущерб структуре – измываются
над интерколумнием, антаблементом,
замковыми камнями. Отсюда ощущение не очищенной, а исковерканной
античности, превратившейся в дешевые
рюши.
вверх
|
|
|