приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Анатолий Белов
Квадратный Колизей,
или Метафизика формы
Дворец цивилизаций в EUR
XXI-MMVII - 01.06.2007

Дворец Итальянской цивилизации – главный акцент EURа

В Риме, как оказалось, есть два Колизея. Первый строился в период между 75 и 95 годами н. э., сначала при императоре Веспасиане Флавии, а затем при двух его сыновьях – Тите и Домициане (отсюда и его второе название – Амфитеатр Флавиев). Он находится в центре Рима и служит его символом.

Дж. Пагано, М. Пьячентини, Л. Пиччинато, Э. Росси, Л. Виетти. Генплан района EUR в Риме

Второй же Колизей (Квадратный Колизей – Colosseo quadrato) был возведен в начале 40-х годов прошлого века по проекту архитекторов Дж. Гуэррини, Е. А. Ла Падулы и М. Романо. Его официальное название – Дворец цивилизаций Италии (Il Palazzo delle Civilta Italiana), Квадратным же Колизеем его прозвали в шутку столичные граждане. И есть за что: это белое прямоугольное здание, каждый ярус которого опоясан аркадами.

Г. Банфи, Л. Барбиано ди Бельджозо, Г. Кьочча, Е. Пересутти, Е. Роджерс. Дворец цивилизации. Конкурсный проект, 1937

Он является одной из градостроительных доминант района EUR 1, расположенного вблизи реки Тибр и дороги на Остию. Этот район составляют в основном белые рационалистические дома… да нет, не в основном, а только они и составляют, т.е. среда там абсолютно беспримесная, не содержащая ни единого элемента других стилей. EUR производит впечатление архитектурной утопии, скалькированной с античных архетипов, но не подчистую, а с некоторыми видоизменениями: пропорции и размах те же, а вот декоративности по минимуму – дома здесь имеют какой-то спартанский, аскетичный вид, с монотонными фасадами, которые разве что изредка украшены пилястрами или колоннами без капителей и кое-где снаружи обставлены скульптурами с донельзя упрощенной фактурой и пластикой.

М. Ридольфи. Дворец цивилизации. Конкурсный проект, 1937

Сама же аббревиатура EUR расшифровывается как Esposizione Universale Roma (Международная выставка в Риме). Что это означает? В этом сочетании слов отражено первоначальное назначение данного места: в 1936 г. итальянское правительство добилось разрешения провести Международную выставку 1941 г. в Риме. Однако вскоре это мероприятие было отложено до 1942 г.: на тот же год выпадало празднование 20-летия фашистского режима – с этим-то событием, по замыслу властей, и должна была совпасть Международная выставка. Для разработки генплана EURa был приглашен архитектор М. Пьячентини – но вместо ожидаемых выставочных павильонов от него потребовали спроектировать целый район, который должен был стать символом «возрождающейся Римской империи».

У. Луккиченти. Дворец цивилизации. Конкурсный проект, 1937

И вот в 1938 г. там уже началось активное строительство. Дворец цивилизаций был заложен одним из первых. На проект был объявлен конкурс. В конкурсе на Il Palazzo della Civilta принимало участие довольно много известных итальянских рационалистов: У. Луккиченти, М. Ридольфи; и в команде – Г. Банфи, Л. Барбиано ди Бельджозо, Г. Кьочча, Е. Пересутти, Е. Роджерс. Первый спроектировал дом, очень похожий на Palazzo del Fascio Дж. Террани – разве что куда менее эстетский в плане компоновки фасадов: главный фасад практически глухой, с прямоугольным углублением посередине, предназначенным для лоджий; боковой же фасад обтянут сеткой окон-ячеек, иными словами, весь в стекле. В то время подобный контраст глухих и стеклянных поверхностей был необычайно распространенным приемом – проект едва ли может претендовать на оригинальность. Il Palazzo М. Ридольфи наиболее изысканный в пространственном отношении – это дом-ворота: он состоит из двух блоков (или корпусов), связанных друг другом посредством мостиков, опертых на квадратные столбы. Эти переходы, смутно напоминающие акведуки, в плане привязаны к внешнему контуру и призваны также визуально заполнять пустоту между упомянутыми блоками. Пустота же благодаря им трансформируется в квадратный атриум, перекрытый гнутой кровлей. Появляется интереснейшее, наподобие тюрем Пиранези, пространство. По формам и пропорциям оно выглядит как предтеча постмодернизма a la Криер.

Дж. Гуэррини, Э. Ла Падула, М. Романо. Дворец итальянской цивилизации. Общий вид. 1937–1940

Дворец итальянской цивилизации. Разрез через стену и конструктивный чертеж фасада.
План

Третий проект, как и первый, представляет собой вариацию на тему взаимодействия сквозных и глухих форм – только масштабы его куда грандиознее: это некое искривленное в плане сооружение без окон (или почти без них), стоящее посреди квадратного двора, образуемого циклопических размеров «аркадой» с прямоугольными проемами. «Аркада» эта наделена двумя функциями – общественной и эстетической: первая выражена в прогулочном пандусе, идущем по линии продольной оси аркады и как бы прорезающем ее насквозь, вторая же заключается в имитации защищенности, изолированности двора и «безоконной башни» (в связи с этим возникают определенные ассоциации с акведуками М. Ридольфи, также имитирующими фрагменты фасадов).

Однотипность описанных проектов, по-моему, налицо. Неудивительно, что в конкурсе победил проект Гуэррини, Ла Падулы и Романо. Однако и он, прежде чем стать Квадратным Колизеем, претерпел массу метаморфоз (правда, не столь значительных): в нем постоянно менялось количество арок, центральные арки то увеличивались, то уменьшались, к одному из фасадов периодически пририсовывался портал высотой в три этажа. Но в итоге авторы все-таки решили делать все фасады одинаковыми. Почему? Отсутствие как таковой фасадной доминанты, да и главного фасада вообще, обусловлено, как мне кажется, идеологическими соображениями: монотонная фактура экстерьера, вызывающая у человека ощущение бесконечности и, соответственно, подавляющая его, должна была символизировать вечность и незыблемость фашистского строя в Италии.

Но хватит о символах. Ведь сначала, как известно, рождается идея, и лишь потом к ней приплетается какая-то идеология. Откуда взялось такое необычное решение фасадов? Прототип номер один это, разумеется, Амфитеатр Флавиев. А. Г. Цирес в своей книге «Архитектура Колизея» писал: «Среди различных контрастов, уничтожающих однообразие фасада, главным является контраст между сплошной полосой стены наверху и аркадами трех нижних этажей <…> Без сплошной стены верхнего этажа композиция распадалась бы на бесконечное количество однообразных арочных ячеек». У Дворца цивилизаций, в отличие от Колизея, семь этажей (включая последний технический), но, несмотря на это, композиции фасадов обеих зданий – на схематическом уровне – во многом аналогичны: во-первых, пропорции арочных ячеек Il Palazzo очень схожи с пропорциями арочно-ордерных ячеек Колизея (погрешность малозначительная), во-вторых, седьмой этаж Il Palazzo – как и четвертый этаж Колизея – стянут сплошной стеной (разве что не такой высокой и вообще без отверстий), что также обеспечивает композиционную целостность. Нельзя не отметить еще один маленький нюанс: с каждым этажом, начиная с нижнего, высота арочных ячеек Il Palazzo чуть-чуть сокращается, что существенно облегчает восприятие этой мрачной архитектуры.

Дж. де Кирико. Турин весной, 1914

Дж. де Кирико. Башня, 1918

Прототип номер два – это метафизическая живопись Дж. де Кирико. У де Кирико красно-синие башни, уходящие в никуда аркады, тени, отбрасываемые непонятно чем, фабричные трубы, – все это безжизненно, но при этом притягательно. Дворец цивилизаций и по своей эстетике идеально вписывается в мир Дж. де Кирико. Это не то чтобы именно прототип: авторы Дворца цивилизаций скорее вдохновлялись его творчеством, нежели буквально заимствовали из него какие-то формы. Ведь в картинах Дж. де Кирико на первом месте – атмосфера, проистекающая от взаимодействия изображенных на полотне объектов, а не объекты в отдельности. Он писал: «Человек должен иметь четкое понятие о пространстве, которое объект занимает на картине, и осознавать расстояние, отделяющее один объект от другого. Также и архитектор должен иметь четкое понятие о пространстве, которое занимают отдельные составляющие архитектурного монумента, и просчитывать расстояние, отделяющее одни от других». К пространству между объектами он относился куда более чутко, чем к самим объектам. Этот принцип Дж. де Кирико как будто бы и лежит в основе проекта Дворца цивилизаций Гуэррини, Ла Падулы и Романо: пространство вокруг Il Palazzo играет очень большую роль и обладает достаточно сильной энергетикой. В этом, по моему мнению, и проявляется его метафизичность. Хотя его форма претендует на это качество в не меньшей степени.

А. Росси. Монумент на кладбище в Модене. 1971–1984. Общий вид
Галерея

К сожалению, Дворец цивилизаций, как и EUR, у нас мало кому известен. Правда, он мелькал в таких заметных фильмах, как «Боккаччо 70» (в новелле «Искушение сеньора Антонио» Ф. Феллини – там вокруг него бегала полуобнаженная А. Экберг) и «Живот архитектора» П. Гринуэя… В «Гудзонском ястребе» с Б. Уиллисом Il Palazzo тоже присутствует, но этот фильм я не почитаю заметным.

Если проводить аналогии между произведением Гуэррини, Ла Падулы, Романо и каким-нибудь зданием, относящимся к современной архитектуре, на ум приходит разве что кладбище в городе Модена А. Росси конца 80-х. Там все заставлено страшными бетонными доминами в подтеках, в гуще которых «сокрыт» красный куб с маленькими квадратными дырочками, упорядоченными на манер матричной сетки – в интерьере там только металлические лестницы и розоватые ниши в стенах, предназначенные, очевидно, для урн… Это не совсем Дж. де Кирико, в этом проекте уже обыгрывается фрактальная тематика, метафизика здесь исходит больше не от архитектуры, а от тележек для перевозки трупов, выставленных то тут, то там. Кроме того, этот куб – еще и реминисценция итальянского павильона на международной выставке в Брюсселе А. Либеры. Тем не менее Росси, разумеется, хорошо знал архитектуру Дворца цивилизаций и не мог не вступить с ней в диалог.

А. Либера. Итальянский павильон на международной выставке в Брюсселе, 1935

Оба сооружения чрезвычайно тяжеловесные, давящие на психику, но Дворец цивилизаций как-то монументальнее и интереснее. В отличие от Альдо Росси, это не скомпилированная архитектура, а импровизация – в ней нет того постмодернистского гротеска, который часто отталкивает. Красный куб А. Росси хоть и фотогеничен, однако в натуре смотрится бледновато. Il Palazzo же хорош и на фотографиях и в реальности.

В чем отличие муссолиниевского рационализма от постмодернизма 70-х – 80-х? Ведь оба стиля основаны на классической архитектуре – и кладбище в Модене не исключение, достаточно взглянуть на его планировку. Да и сам красный куб отдаленно напоминает древнеримский мавзолей (см. мавзолей Марка Вергилия Эврисака). Но рационалисты пытались добраться до сути источника, довести его до формулы – до «метафизики», стоящей за реальной физикой объекта. Они брали античный образец, сдирали с него декор, выявляя структуру. Постмодернисты, напротив, утрируют физику в ущерб структуре – измываются над интерколумнием, антаблементом, замковыми камнями. Отсюда ощущение не очищенной, а исковерканной античности, превратившейся в дешевые рюши.

вверх

  Ответ / Возвращение к истокам

   
01.06.2007 - XXI-MMVII
Григорий Ревзин
Ренессанс как симптом
   
01.06.2007 - XXI-MMVII
Владимир Седов
Палаццо Ручеллаи
   
01.06.2007 - XXI-MMVII
Владимир Седов
Особняк Тарасова в Москве
   
01.06.2007 - XXI-MMVII
Анатолий Белов
Квадратный Колизей, или Метафизика формы Дворец цивилизаций в EUR
   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна