приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Владимир Седов
Палаццо Ручеллаи
XXI-MMVII - 01.06.2007

Общий вид палаццо Ручеллаи

Это палаццо стоит в довольно запутанном переплетении улиц северного угла Флоренции – на правом берегу реки Арно. Оно расположено на отлете, вдалеке от всех знаменитых ренессансных дворцов флорентийских нобилей XV века – палаццо Питти, Медичи-Рикарди, Строцци, Строццино, Гонди. Все перечисленные (и многие другие, менее известные) дворцы Флоренции времени Раннего Ренессанса представляют собой большой кубический блок с внутренним двором, окруженным ярусными аркадами, и единственным декорированным фасадом, выходящим на узкую улицу или, в лучшем случае, на небольшую площадь. Эти фасады достаточно однотипны (хотя декоративные детали у них иногда значительно разнятся): это рустованный фасад с рядами арочных окон, ограниченный снизу полоской основания со скамейками и кольцами коновязей, а сверху – сильно вынесенным венчающим карнизом, подчиняющим себе линии тонких междуэтажных карнизов. Ордер в этих палаццо как будто принципиально отсутствует, он заменен ритмом вертикальных членений – узких промежуточных карнизов, проходящих под окнами каждого этажа.

Ренессансная медаль с профилем Альберти

В перспективе узкой улицы, ведущей от Арно к палаццо Ручеллаи, видна не обычная для Флоренции того времени рустованная «шуба» с завершающим карнизом, а гладкий фасад. При приближении видно, что руст есть, но он имитирует не кладку из дикого камня, а более регулярную кладку из хорошо отесанных квадров. Весь фасад подчинен ясной и четкой сетке координат: пилястры, расположенные в едином ритме в три уровня, поддерживают три линии карнизов с фризами. Жесткая ордерная сетка на фасаде палаццо Ручеллаи так необычна на фоне всех остальных дворцов Флоренции, что тут же возникает вопрос: когда и почему она возникла и почему не была повторена?

Реконструкция первоначального замысла фасада палаццо Ручеллаи

Ренессансные палаццо Флоренции продолжают традиции средневековые: в палаццо Даванцатти, например, построенном в XIV веке, уже есть и рустовка с грубыми архивольтами арок первого яруса, и ряды арочных окон, «опирающихся» на карнизы. Так что перечисленные палаццо середины – второй половины XV века только развивают в новом ключе то, что уже было во Флоренции, вводя в устоявшийся тип красиво и четко нарисованные в духе античности карнизы, фризы и сандрики. Те палаццо XV столетия, которые были построены или начаты постройкой до палаццо Ручеллаи (а это центральная часть палаццо Питти, 1444 г., архитектор Брунеллески, и палаццо Медичи-Рикарди того же 1444 г., архитектор Микелоццо), уже обладают всем набором форм флорентинского дворца. Этот «набор» имеет прецеденты в XIV и даже XIII веке, а эти ранние прообразы, в свою очередь, восходят к амфитеатру Флоренции древнеримского времени, застроенному внутри в Средневековье и ставшему источником почти всех форм местных дворцов: на фасадах этого амфитеатра имелись и руст, и рустованные архивольты, и ряды карнизов. К середине XV века сложилась, таким образом, четкая иконографическая система флорентинского палаццо, которая имела основания в местной, тосканской идеологии: она восходила к амфитеатру, стоявшему на древней земле этрусков, к которым флорентийцы и жители Тосканы вообще возводили свои корни. Кроме того, в создании образа палаццо поучаствовал и вид местных городских домов-крепостей Средневековья (они имели непременную башню, и башня и жилой корпус, завершались зубцами, фасады в соответствии с уже очерченной традицией были рустованы); но к середине XV века от крепостного облика остался только мощный объем и руст, восходящий, как было сказано, к местному амфитеатру, а потому осознанный уже и в ренессансном ключе – как связь с античностью.

Обрамление окна второго этажа

Капитель угловой пилястры

Нужна была сильная воля для того, чтобы сломать эту традицию в самом ее расцвете. Традиция во Флоренции так и не была сломана до середины XVI века, она продолжилась без оглядки на то единственное здание, в котором было предложено изменить ход флорентинского ренессанса с помощью обращения к истокам. В этом обращении к истокам был заключен призыв – вновь и вновь искать в античных памятниках ключи к новым для эпохи формам. В качестве истоков Леон-Баттиста Альберти, флорентийский по происхождению архитектор, давно уже живший в Риме, в 1446 году предложил примерно следующее: рустованный фасад палаццо остается (хотя и немного модифицируется в сторону плоскостности руста), а вся остальная система фасада меняется – в соответствии с принципами фасадной архитектуры другого древнеримского амфитеатра, не безордерного флорентинского, а декорированного пилястровым ордером в несколько ярусов Колизея, амфитеатра Флавиев в самом Риме.

Обработка одного из порталов

Идея ордерной суперпозиции, характерная для Колизея и многих других римских памятников античного времени, не применялась до этого времени мастерами ренессанса (хотя, скорее всего, и была им известна). Ни Брунеллески, изучавший римскую архитектуру в Риме, ни его последователь Микелоццо не использовали эту схему. Альберти же осуществил «акт ренессанса», буквального возрождения, следующий по отношению к двум названным архитекторам: он обратился к античным истокам и извлек из них новую для того времени композиционную схему. Это был как бы второй ренессанс: по отношению к ренессансу Брунеллески, нашедшему в Риме массу композиционных и декоративных приемов и разработавшего стройную систему ордерной архитектуры раннего тосканского ренессанса. В эту законченную систему Альберти предлагал ввести найденную им посреди Рима схему взаимного соподчинения разных ордеров по высоте, постепенного облегчения ордеров. Это осуществленное в камне «предложение» и «открытие» было своеобразным призывом – сложившаяся во Флоренции система не отражает всей сложности античного архитектурного языка, она застыла на уровне откровений Брунеллески, ее нужно изменить и обновить. Обновление это предлагалось осуществить с помощью новой ордерной схемы декорирования фасада – суперпозиции.

Фрагмент фасада палаццо и разрез фасадной стены

Эта схема получила широчайшее распространение в ренессансной, а затем барочной и эклектической архитектуре. Но странно, что до рубежа XV–XVI веков, когда ее подхватил и развил в Риме Браманте, идея суперпозиции ордеров в ренессансной архитектуре не получила развития. Чуть ли не единственный раз во второй половине XV века она была повторена в палаццо Пикколомини в Пиенце, где флорентийский архитектор Бернардо Росселино вдохновлялся идеями и находками Альберти. «Находка» Альберти, воплощенная в палаццо Ручеллаи, полвека оставалась опередившим время приемом, не поддержанным другими архитекторами. Эта находка основана на изучении древности, на охватившей в то время весь образованный слой идее, предполагавшей наличие в римской античности бесконечного количества форм и идей, которые следует найти и оживить. Прошлое, таким образом, оказывалось источником знаний и образов, и само настоящее могло состояться только в случае успешных разысканий в прошлом. Следствием таких разысканий и был великолепный и ясный в своей вере в прошлое фасад палаццо Ручеллаи.

вверх

  Ответ / Возвращение к истокам

   
01.06.2007 - XXI-MMVII
Григорий Ревзин
Ренессанс как симптом
   
01.06.2007 - XXI-MMVII
Владимир Седов
Палаццо Ручеллаи
   
01.06.2007 - XXI-MMVII
Владимир Седов
Особняк Тарасова в Москве
   
01.06.2007 - XXI-MMVII
Анатолий Белов
Квадратный Колизей, или Метафизика формы Дворец цивилизаций в EUR
   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна