|
|
Владимир Седов
Палаццо Ручеллаи
XXI-MMVII - 01.06.2007
Общий вид палаццо Ручеллаи
Это палаццо стоит в довольно запутанном
переплетении улиц северного угла Флоренции – на правом берегу реки Арно. Оно
расположено на отлете, вдалеке от всех
знаменитых ренессансных дворцов флорентийских нобилей XV века – палаццо
Питти, Медичи-Рикарди, Строцци,
Строццино, Гонди. Все перечисленные (и многие другие, менее известные)
дворцы Флоренции времени Раннего
Ренессанса представляют собой большой
кубический блок с внутренним двором,
окруженным ярусными аркадами,
и единственным декорированным фасадом, выходящим на узкую улицу или,
в лучшем случае, на небольшую площадь.
Эти фасады достаточно однотипны (хотя
декоративные детали у них иногда значительно разнятся): это рустованный фасад
с рядами арочных окон, ограниченный снизу полоской основания со скамейками
и кольцами коновязей, а сверху – сильно
вынесенным венчающим карнизом,
подчиняющим себе линии тонких междуэтажных карнизов. Ордер в этих палаццо
как будто принципиально отсутствует,
он заменен ритмом вертикальных членений – узких промежуточных карнизов,
проходящих под окнами каждого этажа.
Ренессансная медаль
с профилем Альберти
В перспективе узкой улицы, ведущей от Арно к палаццо Ручеллаи, видна
не обычная для Флоренции того времени
рустованная «шуба» с завершающим
карнизом, а гладкий фасад. При приближении видно, что руст есть, но он
имитирует не кладку из дикого камня,
а более регулярную кладку из хорошо
отесанных квадров. Весь фасад подчинен
ясной и четкой сетке координат: пилястры, расположенные в едином ритме в три
уровня, поддерживают три линии карнизов с фризами. Жесткая ордерная сетка на
фасаде палаццо Ручеллаи так необычна
на фоне всех остальных дворцов Флоренции, что тут же возникает вопрос: когда
и почему она возникла и почему не была
повторена?
Реконструкция
первоначального замысла
фасада палаццо Ручеллаи
Ренессансные палаццо Флоренции
продолжают традиции средневековые: в палаццо Даванцатти, например,
построенном в XIV веке, уже есть
и рустовка с грубыми архивольтами
арок первого яруса, и ряды арочных
окон, «опирающихся» на карнизы.
Так что перечисленные палаццо середины – второй половины XV века только
развивают в новом ключе то, что уже
было во Флоренции, вводя в устоявшийся
тип красиво и четко нарисованные в духе
античности карнизы, фризы и сандрики. Те палаццо XV столетия, которые
были построены или начаты постройкой
до палаццо Ручеллаи (а это центральная часть палаццо Питти, 1444 г.,
архитектор Брунеллески, и палаццо
Медичи-Рикарди того же 1444 г., архитектор Микелоццо), уже обладают всем
набором форм флорентинского дворца.
Этот «набор» имеет прецеденты в XIV
и даже XIII веке, а эти ранние прообразы,
в свою очередь, восходят к амфитеатру
Флоренции древнеримского времени,
застроенному внутри в Средневековье и ставшему источником почти всех
форм местных дворцов: на фасадах этого
амфитеатра имелись и руст, и рустованные архивольты, и ряды карнизов.
К середине XV века сложилась, таким
образом, четкая иконографическая система флорентинского палаццо, которая
имела основания в местной, тосканской
идеологии: она восходила к амфитеатру,
стоявшему на древней земле этрусков,
к которым флорентийцы и жители Тосканы вообще возводили свои корни.
Кроме того, в создании образа палаццо
поучаствовал и вид местных городских
домов-крепостей Средневековья (они
имели непременную башню, и башня
и жилой корпус, завершались зубцами,
фасады в соответствии с уже очерченной
традицией были рустованы); но к середине XV века от крепостного облика
остался только мощный объем и руст,
восходящий, как было сказано, к местному амфитеатру, а потому осознанный
уже и в ренессансном ключе – как связь
с античностью.
Обрамление окна второго
этажа
Капитель угловой
пилястры
Нужна была сильная воля для
того, чтобы сломать эту традицию в самом ее расцвете. Традиция во Флоренции
так и не была сломана до середины XVI
века, она продолжилась без оглядки на
то единственное здание, в котором было
предложено изменить ход флорентинского
ренессанса с помощью обращения к истокам. В этом обращении к истокам был
заключен призыв – вновь и вновь искать
в античных памятниках ключи к новым
для эпохи формам. В качестве истоков
Леон-Баттиста Альберти, флорентийский
по происхождению архитектор, давно уже
живший в Риме, в 1446 году предложил
примерно следующее: рустованный фасад
палаццо остается (хотя и немного модифицируется в сторону плоскостности руста),
а вся остальная система фасада меняется –
в соответствии с принципами фасадной
архитектуры другого древнеримского
амфитеатра, не безордерного флорентинского, а декорированного пилястровым
ордером в несколько ярусов Колизея,
амфитеатра Флавиев в самом Риме.
Обработка одного из
порталов
Идея ордерной суперпозиции,
характерная для Колизея и многих
других римских памятников античного
времени, не применялась до этого времени мастерами ренессанса (хотя, скорее
всего, и была им известна). Ни Брунеллески, изучавший римскую архитектуру
в Риме, ни его последователь Микелоццо
не использовали эту схему. Альберти
же осуществил «акт ренессанса», буквального возрождения, следующий по
отношению к двум названным архитекторам: он обратился к античным истокам
и извлек из них новую для того времени
композиционную схему. Это был как бы
второй ренессанс: по отношению к ренессансу Брунеллески, нашедшему в Риме
массу композиционных и декоративных приемов и разработавшего стройную
систему ордерной архитектуры раннего
тосканского ренессанса. В эту законченную систему Альберти предлагал ввести
найденную им посреди Рима схему взаимного соподчинения разных ордеров по
высоте, постепенного облегчения ордеров.
Это осуществленное в камне «предложение» и «открытие» было своеобразным
призывом – сложившаяся во Флоренции система не отражает всей сложности
античного архитектурного языка, она
застыла на уровне откровений Брунеллески, ее нужно изменить и обновить.
Обновление это предлагалось осуществить
с помощью новой ордерной схемы декорирования фасада – суперпозиции.
Фрагмент фасада палаццо
и разрез фасадной стены
Эта схема получила широчайшее
распространение в ренессансной, а затем
барочной и эклектической архитектуре. Но странно, что до рубежа XV–XVI
веков, когда ее подхватил и развил в Риме
Браманте, идея суперпозиции ордеров
в ренессансной архитектуре не получила
развития. Чуть ли не единственный раз во
второй половине XV века она была повторена в палаццо Пикколомини в Пиенце,
где флорентийский архитектор Бернардо
Росселино вдохновлялся идеями и находками Альберти. «Находка» Альберти,
воплощенная в палаццо Ручеллаи, полвека оставалась опередившим время
приемом, не поддержанным другими
архитекторами. Эта находка основана
на изучении древности, на охватившей
в то время весь образованный слой идее,
предполагавшей наличие в римской античности бесконечного количества форм
и идей, которые следует найти и оживить.
Прошлое, таким образом, оказывалось
источником знаний и образов, и само
настоящее могло состояться только в случае успешных разысканий в прошлом.
Следствием таких разысканий и был
великолепный и ясный в своей вере в прошлое фасад палаццо Ручеллаи.
вверх
|
|
|