|
|
Владимир Седов
Санаторий Комиссии содействия ученым в Сочи
XVIII-MMVI - 10.08.2006
А.В. Самойлов
Санаторий Комиссии
содействия ученым
(«Интурист») в Сочи.
1935–1949.
Главный
корпус. Вид с подъезда
Эту руину с зияющими проемами окон
сейчас просто жалко. Здание на берегу
моря доведено до крайности и теперь
словно молит о достойном и бережном ремонте (а слухи говорят: о сносе),
тогда как еще недавно это был действующий санаторий. Его архитектура сама
по себе примечательна той странной
смесью из трех компонентов – классической учености, приветливой дворцовости
и тоталитарной жесткости, – которая
и составляет особенность советской архитектуры 1930‑х годов. Здание поставлено
на сильном рельефе и потому к дороге
обращено сравнительно невысоким корпусом, а к морю – пышным парадным двором
с пандусами и лестницами, а также протяженными крыльями.
Поперечный разрез и план
санатория
Средняя часть главного
корпуса
Перспектива
«разрезанной» галереи
На фасадах санатория мы видим
какой‑то помпейский классицизм с чертами неоренессанса и Ар Деко, классицизм
абстрактный, но не холодный, а прочувствованный и при этом явно ученый. На
этом фоне особенно выделяется выходящий к морю фасад с глубокой лоджией,
оформленной пилонами. Если начать
вглядываться в этот фасад, то обнаружится странная вещь: он весь является
частью разреза – этот разрез ограничивается собственно фасадом, так что пилоны
составляют как бы часть незримой плоскости, отрезавшей часть здания. В верхней
части лоджии расположен свод с сечением
в четверть окружности: он поднимается на
зрителя, стоящего перед фасадом, выходит
в зенит и обрывается, как будто срезанный
упомянутой незримой плоскостью. Этот
«полусвод» кессонирован, его поддерживают пилоны, но зрителя не оставляет
чувство незавершенности – ведь свод как
бы недоделан, здание как будто разрезано,
и теперь посетитель видит разрез, то есть
архитекторскую, техническую графику,
но не на бумаге, а в камне. Это неожиданное ощущение, когда обнаруживаешь
нечто совершенно экспериментальное
– в этой классицистической архитектуре.
Двор, выходящий к морю
Планы постройки этого санатория,
называвшегося первоначально санаторием
Комиссии содействия ученым (КСУ), относятся к первой половине 1930‑х гг. В марте
1935 г. проект этого санатория был создан
знаменитым И. А. Фоминым. Сложный и как бы постконструктивистский
план санатория Фомина не был осуществлен в натуре, но и в последующем было
сохранено намеченное в первом проекте
решение главного корпуса и его крыльев
с лентами лоджий, обработанных и расчлененных пилонами крупного ордера.
Лестница
Переход в боковое крыло
Лепнина на потолке
одного из залов
В дальнейшем санаторий КСУ (позже
он носил также название «санаторий
Министерства высшего образования»,
санаторий «Наука», а в недавнее время
назывался гостиницей «Интурист») проектировал и строил известный московский
архитектор А. В. Самойлов, автор недавно
снесенного московского здания Института курортологии (1929–1933). Одни
источники называют также имя соавтора
Самойлова, архитектора Н. В. Ликина,
тогда как другие в качестве соавтора
приводят В. Вырского. Санаторий строился очень долго, с 1935 по 1949 год, но
архитектура его не несет следов последовательной смены стилей, она как бы
застыла
в 1935. Это время, когда остатки конструктивистской эстетики еще сохранялись
и вступали во взаимодействие с неоклассическими формами и мыслями. Тот
разрез, который получился на «морском»
фасаде санатория, принадлежит, кажется,
сразу и конструктивизму и неоклассике.
Дело в том, что подобная форма – свод
в четверть окружности – появляется в сооружениях позднего конструктивизма
в козырках над входом в здание. В качестве примера можно привести козырек
над входом в клуб завода «Серп и Молот»
в Москве, построенный в 1928–1930 гг. по
проекту А. Ф. Милиниса. Еще раз такой
козырек, но теперь уже кессонированный
и в классицистическом окружении – в одном из домов 1930‑х гг. на Сивцевом
Вражке в Москве.
Административное здание
в Москве на Сивцевом
Вражке. 1930‑е гг.
Козырек с «разрезом»
А.Ф. Милинис
Козырек клуба завода
«Серп и Молот» в Москве
1928–1930
Эта странноватая форма полусвода
на фасаде родилась в период исканий
конструктивизма, когда нужно было
найти одну из формальных метафор
легкости, парения. Этот свод, выходящий из фасада, поначалу не был частью
разреза, не изображал разрез, он просто
был срезан и парил в конструктивистском порыве. Потом его приспособили
к классицистическому декору и декорировали его самого (в доме на Сивцевом
Вражке), а затем этот свод Самойлов на
фасаде санатория развернул в целостную метафору разреза. Архитектурно это
не так уж органично, но это зрелищное
решение, заставляющее удивляться. Эта
откровенная зрелищность проистекает, по
нашему мнению, из новой архитектуры,
из модернизма – он придумал форму,
которую пришедший на смену конструктивизму неоклассицизм 30‑х приспособил
и даже укрупнил, вписав в монументальную композицию с «разрезом». Но за
этим разрезом все равно видна модернистская основа приема, она придает остроту
и новизну композиции, получившейся из
двух стилей сразу. Это значит, что перед
нами разрез синтетический, в котором
модернистская случайность и конструктивистский иллюзионизм значат едва ли не
больше, чем прикрывающие их классицистический декор и пропорции.
вверх
|
|
|