приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

купить дешево мягкие игрушки

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Владимир Седов
Санаторий Комиссии содействия ученым в Сочи
XVIII-MMVI - 10.08.2006

А.В. Самойлов
Санаторий Комиссии содействия ученым («Интурист») в Сочи. 1935–1949.
Главный корпус. Вид с подъезда

Эту руину с зияющими проемами окон сейчас просто жалко. Здание на берегу моря доведено до крайности и теперь словно молит о достойном и бережном ремонте (а слухи говорят: о сносе), тогда как еще недавно это был действующий санаторий. Его архитектура сама по себе примечательна той странной смесью из трех компонентов – классической учености, приветливой дворцовости и тоталитарной жесткости, – которая и составляет особенность советской архитектуры 1930‑х годов. Здание поставлено на сильном рельефе и потому к дороге обращено сравнительно невысоким корпусом, а к морю – пышным парадным двором с пандусами и лестницами, а также протяженными крыльями.

Поперечный разрез и план санатория

Средняя часть главного корпуса

Перспектива «разрезанной» галереи

На фасадах санатория мы видим какой‑то помпейский классицизм с чертами неоренессанса и Ар Деко, классицизм абстрактный, но не холодный, а прочувствованный и при этом явно ученый. На этом фоне особенно выделяется выходящий к морю фасад с глубокой лоджией, оформленной пилонами. Если начать вглядываться в этот фасад, то обнаружится странная вещь: он весь является частью разреза – этот разрез ограничивается собственно фасадом, так что пилоны составляют как бы часть незримой плоскости, отрезавшей часть здания. В верхней части лоджии расположен свод с сечением в четверть окружности: он поднимается на зрителя, стоящего перед фасадом, выходит в зенит и обрывается, как будто срезанный упомянутой незримой плоскостью. Этот «полусвод» кессонирован, его поддерживают пилоны, но зрителя не оставляет чувство незавершенности – ведь свод как бы недоделан, здание как будто разрезано, и теперь посетитель видит разрез, то есть архитекторскую, техническую графику, но не на бумаге, а в камне. Это неожиданное ощущение, когда обнаруживаешь нечто совершенно экспериментальное – в этой классицистической архитектуре.

Двор, выходящий к морю

Планы постройки этого санатория, называвшегося первоначально санаторием Комиссии содействия ученым (КСУ), относятся к первой половине 1930‑х гг. В марте 1935 г. проект этого санатория был создан знаменитым И. А. Фоминым. Сложный и как бы постконструктивистский план санатория Фомина не был осуществлен в натуре, но и в последующем было сохранено намеченное в первом проекте решение главного корпуса и его крыльев с лентами лоджий, обработанных и расчлененных пилонами крупного ордера.

Лестница

Переход в боковое крыло

Лепнина на потолке одного из залов

В дальнейшем санаторий КСУ (позже он носил также название «санаторий Министерства высшего образования», санаторий «Наука», а в недавнее время назывался гостиницей «Интурист») проектировал и строил известный московский архитектор А. В. Самойлов, автор недавно снесенного московского здания Института курортологии (1929–1933). Одни источники называют также имя соавтора Самойлова, архитектора Н. В. Ликина, тогда как другие в качестве соавтора приводят В. Вырского. Санаторий строился очень долго, с 1935 по 1949 год, но архитектура его не несет следов последовательной смены стилей, она как бы застыла в 1935. Это время, когда остатки конструктивистской эстетики еще сохранялись и вступали во взаимодействие с неоклассическими формами и мыслями. Тот разрез, который получился на «морском» фасаде санатория, принадлежит, кажется, сразу и конструктивизму и неоклассике. Дело в том, что подобная форма – свод в четверть окружности – появляется в сооружениях позднего конструктивизма в козырках над входом в здание. В качестве примера можно привести козырек над входом в клуб завода «Серп и Молот» в Москве, построенный в 1928–1930 гг. по проекту А. Ф. Милиниса. Еще раз такой козырек, но теперь уже кессонированный и в классицистическом окружении – в одном из домов 1930‑х гг. на Сивцевом Вражке в Москве.

Административное здание в Москве на Сивцевом Вражке. 1930‑е гг.
Козырек с «разрезом»

А.Ф. Милинис
Козырек клуба завода «Серп и Молот» в Москве
1928–1930

Эта странноватая форма полусвода на фасаде родилась в период исканий конструктивизма, когда нужно было найти одну из формальных метафор легкости, парения. Этот свод, выходящий из фасада, поначалу не был частью разреза, не изображал разрез, он просто был срезан и парил в конструктивистском порыве. Потом его приспособили к классицистическому декору и декорировали его самого (в доме на Сивцевом Вражке), а затем этот свод Самойлов на фасаде санатория развернул в целостную метафору разреза. Архитектурно это не так уж органично, но это зрелищное решение, заставляющее удивляться. Эта откровенная зрелищность проистекает, по нашему мнению, из новой архитектуры, из модернизма – он придумал форму, которую пришедший на смену конструктивизму неоклассицизм 30‑х приспособил и даже укрупнил, вписав в монументальную композицию с «разрезом». Но за этим разрезом все равно видна модернистская основа приема, она придает остроту и новизну композиции, получившейся из двух стилей сразу. Это значит, что перед нами разрез синтетический, в котором модернистская случайность и конструктивистский иллюзионизм значат едва ли не больше, чем прикрывающие их классицистический декор и пропорции.

вверх

 Ответ

   
 

10.08.2006 - XVIII-MMVI
Григорий Ревзин
Инсталляция картины

   

  Ответ / Разрез

   
10.08.2006 - XVIII-MMVI
Владимир Седов
Ниша Бельведера
   
10.08.2006 - XVIII-MMVI
Оксана Рудченко
Здание Генерального штаба Карла Росси
   
10.08.2006 - XVIII-MMVI
Владимир Седов
Санаторий Комиссии содействия ученым в Сочи
   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна