приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Владимир Седов
Ниша Бельведера
XVIII-MMVI - 10.08.2006

Донато Браманте и Пирро Лигорио. Ниша дворца Бельведер в Ватикане. Начало XVI в.; середина XVI в.

Этот объект находится в глубине двора папского дворца в Ватикане, к нему ведут лестницы, придуманные самим Микеланджело, перед ним стоит огромная античная шишка. В торцовой стене устроена гигантская полукруглая ниша, в которую выходят окна, а ниша эта перекрыта полукуполом, конхой с характерными гуртами, сходящимися к вершине. Ниша эта внутри трехэтажная, причем окна третьего этажа находятся уже в уровне основания конхи и врезаны в нее с помощью распалубок. Над образовавшейся на фасаде нишей находится площадка, оформленная полукруглой лоджией.

Вид дворца Бельведер по французской гравюре начала XVII в. Справа – ниша Бельведера. Двор уже перегорожен

Вся эта композиция является буквальным следствием развития в период Высокого Ренессанса архитектурной графики и макетирования, этих вспомогательных архитектурных искусств: ведь это вынесенный на фасад разрез, сечение, позволившее на гладком фасаде устроить конху, то есть как будто заглянуть внутрь храма или античного святилища. Можно представить себе, что зритель находится не во дворе, а в интерьере базилики или храма другого типа с глубокой абсидой; он видит эту часть как бы в сечении (сама плоскость сечения декорирована в соответствии с архитектурными вкусами эпохи). Зритель находится сразу как бы внутри и одновременно снаружи – и в этом главный эффект данной композиции.

Ниша Бельведера – результат разреза ротонды или базилики

Получилась эта композиция не сразу. И пониженные крылья по сторонам высокого корпуса с нишей, и сама ниша были выстроены по проекту знаменитого Донато Браманте, который придумал длинный двор с аркадами, ведущий от старого папского дворца к парковому павильону Бельведер. Длинный двор был создан под влиянием развалин древнеримского Большого Цирка, под впечатлением от закругления с одной стороны этого цирка была сделана и экседра, первоначально ничем не перекрытая. Все это было выстроено в 1503–1523 годах, а потом подвергалось многочисленным перестройкам и доделкам: двор дополнили лестницами (Микеланджело, около 1523 г.), дважды перегородили (Доменико Фонтана в 1587–1589 гг. и Рафаэль Стерн в 1817–1822 гг.), аркады заложили, корпуса надстроили.

Ниша нимфея на вилле Адриана в Тиволи. II в. н.э. Возможный прообраз ниши Бельведера

Среди этих дополнений выделяется самая ранняя и наиболее значительная: около 1562 г. неаполитанский архитектор Пирро Лигорио, работавший при папском дворе в Риме по заказу Павла IV (1555–1559) и Пия IV (1559–1565), надстроил экседру Браманте, превратив ее в нишу и завершив ее бельведером – неким облегченным подобием святилища в Пренесте. Лигорио был архитектором‑археологом, для которого собирание античных форм, характерное для многих ренессансных архитекторов, превратилось в подлинно ученое занятие, определявшее его несколько дробный именно из‑за археологизма стиль. Для Павла IV он построил в садах Ватикана Казино – изысканный маленький павильон с массой антикизирующих деталей на фасадах, для кардинала Ипполита д’Эсте – виллу в Тиволи, известную своими фонтанами и миниатюрными воспроизведениями римских древностей. Тот же кардинал начал в Тиволи раскопки виллы императора Адриана, руководителем которых стал Лигорио. Это был антиквар, собиравший древность и помещавший древние мотивы на фасаде, но вместе с тем это был ученый, что предполагало не только археологические и филологические знания, но и владение чертежной графикой, макетированием, линией и объемом в специфическом архитекторском исполнении. Так что в Нишионе, в этой гигантской нише, которую Лигорио сделал из экседры Браманте, отразились, вероятно, и археологические и графические знания архитектора. Можно предположить, что в какой‑то степени на перекрытие экседры конхой повлиял образ тоже перекрытого конхой гигантского нимфея виллы Адриана, которую исследовал Лигорио, но в такой же степени здесь можно видеть влияние графического разреза как такового – с возможностью попадания глазом в интерьер, с возможностью стоять перед половинкой интерьера. Правда, невозможно отрицать и тот факт, что руинированный разрез с обрезом конхи тоже воспринимается как разрез – и в этом качестве очень близок к Нишионе.

Мы видим, что ренессансная практика составления графического разреза здания и разрезанные пополам и на большее количество частей ренессансные макеты оказывают обратное воздействие на архитектуру: архитекторы начинают видеть красоту ортогональных проекций и эстетическое значение разрезанных плоскостями объемов, а вследствие этого видения и понимания возникают формы, буквально заимствованные в разрезах – такие как ниша Бельведера или ниша садов Фарнезе на Палатине. Здесь классические формы сохраняются полностью, но в их гармонию вторгается внешнее начало – абстрактный разрез, пришедший из вспомогательных средств профессии, но приобретший самостоятельное эстетическое значение. Под воздействием этой внешней силы классика Высокого Ренессанса или маньеризма не меняет своей сущности, но получает необычный ракурс, сообщенный самим фактом разрезания.

вверх

 Ответ

   
 

10.08.2006 - XVIII-MMVI
Григорий Ревзин
Инсталляция картины

   

  Ответ / Разрез

   
10.08.2006 - XVIII-MMVI
Владимир Седов
Ниша Бельведера
   
10.08.2006 - XVIII-MMVI
Оксана Рудченко
Здание Генерального штаба Карла Росси
   
10.08.2006 - XVIII-MMVI
Владимир Седов
Санаторий Комиссии содействия ученым в Сочи
   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна