|
|
Владимир Седов
Колокольня
XVII-MMVI - 20.03.2006
В. И. Баженов
Колокольня церкви Всех
Скорбящих Радости на
Ордынке в Москве.
1785-1791 гг.
Средневековье знало башни крепостей и соборов, но их обработка была
неордерной. Это стало проблемой в период Ренессанса, когда архитекторы
«вспомнили» ордерный язык и стали
приспосабливать его ко всем типам
зданий. В раннем Ренессансе вопросом
колоколен еще не занимались, а в Высоком Возрождении их устройство стало
насущной проблемой при строительстве
двух важнейших сооружений: огромного
собора Святого Петра в Риме и небольшой
церкви Мадонна ди С. Бьяджо в Монтепульчано.
В каждом проекте собора Святого
Петра возникала тема двух колоколен.
Эти две колокольни, фланкирующие
вход, мы видим на медали 1506 г.,
изображающей собор по проекту Браманте – башни состоят из четырех
квадратных в плане ярусов, еще слабо
обработанных и разделенных карнизами.
По проекту Рафаэля (около 1514 г.) те
же башни состояли уже из 4 квадратных
в плане ярусов, которые были обработаны
полуколоннами как храмики на постаментах. Между ярусами устанавливалась
четкая иерархия: они уменьшались
в размерах и вертикализировались – от
нижнего к верхнему, вся композиция
завершалась острой пирамидой или
подобием обелиска. В этом проекте,
несомненно опирающемся на изучение
римских мавзолеев как прецедентов и образцов, уже были заложены все основные
принципы высотных башенных зданий
Нового времени: центричность, поярусное
членение с пропорциональной градацией
высоты и применение суперпозиции ордеров. Эти три принципа легли в основу
проектирования большинства колоколен
эпохи Ренессанса, барокко, классицизма
и эклектики, их также можно заметить
в некоторых «ордерных» небоскребах
Чикагской школы.
Мавзолей в Глануме
(Франция). I в. н.э. Фасад
с анализом пропорций
Продолжением проектной работы
Рафаэля был проект собора Святого Петра
1539 г., составленный Антонио да Сангалло Младшим: здесь уже было шесть
ярусов, два верхних были круглыми
в плане, а нижние получили сдвоенные
колонны на флангах – по подобию триумфальных арок с одним пролетом, что
определило композицию многих барочных колоколен.
Принципы, схожие с принципами
Рафаэля и Сангалло Младшего, были
применены в двух колокольнях, которые должны были фланкировать вход
в центрический храм в Монтепульчано
(до верха построена была только одна).
Храм, заложенный Антонио да Сангалло
Старшим в 1518 г., строился долго, и вид
выстроенной колокольни принадлежит,
скорее, Баччо д’Аньоло, а относится
уже к середине XVI в. Эта кампанила
дает представление о том, как могли бы
выглядеть колокольни собора Св. Петра. Она вступает в интересную связь с самим
храмом, завершенным куполом. Здесь,
как и вообще в католической традиции ренессанса и барокко, колокольня
не образует собой центра сооружения,
а лишь дополняет собой купол и сообщает
лишний акцент композиции, но никак не
заслоняя собой купола (примерно тот же
характер имеет минарет в мусульманской
архитектуре – он соседствует с куполом, но отнюдь не стягивает к себе все
векторы композиции). Такое взаимоотношение останется навсегда, и мы можем
увидеть его и в относительно поздней
колокольне римской базилики Сан-Паоло
фуори ле Мура, сооруженной в стиле
неоклассицизма в 1825–1854 гг. по проекту Л. Полетти (она, кстати, похожа на
античный мавзолей в Глануме и на более
ранние церкви-колокольни Н. А. Львова
в Мурине и Горницах, выстроенные также
под влиянием мавзолея в Глануме), и в барочных колокольнях Вены или Праги.
Н. Микетти
Проект маяка при входе
в порт Кронштадта.
Макет, 1720-е гг.
Здесь
прямое развитие идеи Фаросского маяка в
Александрии: вход
кораблей через арку,
вертикализм сооружения,
при этом внешне
похожего на колокольню
Несколько особый характер получило развитие колокольни в России.
Речь не идет о том, что здесь придумали
какой-то особый род колоколен (его
действительно изобрели, но это были
шатровые колокольни XVII века, имевшие мало соприкосновений с ордерной
архитектурой), а об особой композиционной интерпретации западноевропейского,
в сущности, типа ордерной колокольни
с суперпозицией. Колокола, звонницы
и колокольни в восточнохристианском,
православном мире появились с Запада.
Но и в поздней Византии, и на Руси они
сразу стали отдельностоящими зданиями, а не примыкавшими башнями,
как это было на Западе. Этот отдельный
характер объясняется, по всей видимости, системой сигнализации – на
Западе звон был приурочен к какому-то
определенному и просто определимому
моменту (например – до службы или
после нее), тогда как на православном
Востоке знаками или веревкой сигнализировали на колокольню о времени
начала звона – отсюда колокольня поначалу помещалась в отдельном здании
за алтарем и в визуальной связи с окнами алтаря). Особенно этот отдельный
характер колокольни проявился в Иване
Великом, воздвигнутом итальянским
мастером Боном Фрязиным в 1505 г.
в Московском Кремле. Эта многоярусная
башня имела скорее романо-готические формы, но ренессансным в ней
была ясная форма и четкое членение на
ярусы. Она была поставлена отдельно от
кремлевских соборов и стала неким эталоном для последующей архитектуры
России – в том числе и своей отчетливой
ролью главной вертикали ансамбля. Ее
формы и определяющая роль в ансамбле
были буквально повторены в колокольне
Новодевичьего монастыря в Москве
(1680–1690-е гг.), а затем влияние
кремлевского образца прослеживается
и в непостроенной колокольне Смольного монастыря в Санкт-Петербурге,
проектировавшейся Ф.-Б. Растрелли
(1748–1764), и в гигантской построенной колокольне Троице-Сергиевой Лавры
(1741–1769; И.-Г. Шедель, Д. В. Ухтомский), и в чуть перегруженной
позднебарочной колокольне московского
Новоспасского монастыря (1759–1785;
И. П. Жеребцов). Во всех случаях колокольня или помещается примерно
в центре монастырского ансамбля, и является тогда вершиной воображаемой
силуэтной «пирамиды» (Кремль, монастыри Новодевичий и Троице-Сергиев),
или ставится «перед» собором или монастырским комплексом (в линии ограды),
и тогда является преддверием ансамбля
или здания, его высотным «крыльцом», надвратной башней. Последний
принцип видим в Смольном и Новоспасском монастырях, его же видим в ныне
не существующей колокольне Симонова монастыря (1835–1839; К. А. Тон),
в которой классицистический принцип
суперпозиций сохраняется, несмотря на
то, что на смену ампиру на фасадах уже
пришла ранняя «византийско-русская»
эклектика.
И. П. Жеребцов
Колокольня
Новоспасского монастыря
в Москве. 1759-1785 гг.
К тому же композиционному принципу принадлежит и колокольня церкви
Всех Скорбящих Радости на Ордынке,
сооруженная в 1780-х годах, по всей
видимости – В. И. Баженовым. Она поставлена перед храмом – точно так же,
как перед ним с запада поставлены были
шатровые колокольни Москвы, – но
она состоит не из квадратных в плане
ярусов, а из серии круглых в плане объемов, что довольно необычно. Здесь мы
видим применяемый учившимся в Италии и Франции архитектором принцип
постановки один на другого нескольких
круглых храмиков-толосов античного
типа. Этот редкий для русской неоклассической архитектуры пример
свободного творчества с варьированием
ранее известных типов (три толоса вместе
составляют колокольню, подобную восьмигранным) и тщательной разработкой
ордеров в соответствии с господствующим стилем («Людовик XVI»), а также
неукоснительным следованием правилам суперпозиции – облегчению ордеров
снизу вверх (внизу – ионический ордер,
выше коринфский и композитный). В результате получается здание, собирающее
всю композицию храма – за счет центричности, соотнесенной с основанием
высотности, то есть пропорциональности,
а также законченности самого себя.
<<вернуться
вверх
|
|
|