|
|
Владимир Седов
Статуя на колонне
XVII-MMVI - 20.03.2006
Ж. Поларт
Колонна в Брюсселе.
1852 г.
Античность поначалу знала колонну
только как опору. В какой момент античной истории было решено использовать
колонну как монумент, как напоминание о том или ином событии, – неясно, но
это произошло, видимо, еще в древнегреческую или эллинистическую эпоху, еще
до возвышения Рима. На местах сражений или на площадях городов уже стояли
колонны, отмечавшие собой место события
или даже только саму память о нем. Так,
мы знаем витую Змеиную колонну, возвышающуюся сейчас в Константинополе на
ипподроме, но отлитую из бронзы в Греции в V веке до нашей эры для святилища
в Дельфах в честь победы греков над персами при Платее.
Чтобы перейти от серии опор, поддерживающих антаблемент здания,
к отдельностоящей колонне, нужно было
осознать ее статуарность. Статуарность –
это ключ к пониманию произошедшего:
эллинистическая культура решила, что
идеальная опора здания равна скульптуре, антропоморфна. Это верно
и в композиционном смысле – в центре
композиции (площади, долины, двора)
помещается колонна, которая работает
так же, как антропоморфная скульптура
(центрирует пространство). Подобных
превращений, кажется, в истории архитектуры больше не было (если не считать
того, что готика в качестве городского
монумента и фонтана взяла одну из форм
собора – ажурную башенку со шпилем,
но здесь можно усмотреть влияние античного примера с колонной).
Ж. Гондуэн, Ж.-Б. Лепер
Вандомская колонна
в Париже.
1806–1810 гг.
В республиканском Риме был сделан
новый шаг – отдельную колонну сделали
несущей, но несла она теперь не антаблемент, а статую. Поначалу это была
статуя героя. Статуя венчала колонну
как некий новый импост над капителью
и, одновременно, уподоблялась самой
колонне: одно антропоморфное и центрическое тело (архитектурное, хотя
и вполне скульптурное) несло другое антропоморфное скульптурное тело – тоже
вполне центрическое.
Римляне довольно рано осмыслили
произошедшее: уже у Плиния Старшего,
писавшего в I веке нашей эры, говорится
о том, что «колонны (подразумеваются
колонны со статуями – В. С.) означают
возвышение над прочими смертными, что
выражают и арки, придуманные недавно».
В противоположность «недавно придуманным» аркам Плиний подчеркивает, что
«к большой древности восходит распространение колонн», причем перечисляет
целый ряд римских колонн, посвященных республиканским деятелям: Гаю
Мению, Гаю Дуиллию и Луцию Минуцию.
Относительно некоторых из названных колонн, установленных на римском
Форуме, у нас есть уверенность в том, что
они были со статуями. Так колонна со статуей Минуция изображена на римских
монетах II века до н.э., а от колонны Дуиллия найден фрагмент базы с надписью,
представляющей собою архаизирующую
реставрацию I века нашей эры.
Колонна Траяна в Риме.
110–113 гг.
Новый поворот республиканская
тема прославления героя получила в императорском Риме. По всей видимости,
этот поворот произошел прямо в колонне императора Траяна (110–113 гг.),
в которой на гигантское тело колонны,
собранное из монолитных блоков мрамора, была поставлена статуя императора,
держащего сферу и скипетр, символы
императорской власти (этот первоначальный вид колонны Траяна мы знаем тоже
по изображениям на монетах). Получался
настоящий центр пространства – продуманный, осмысленный и формально
и символически (через сакральность императорской власти и божественность самого
императора). Вознесение статуи императора на «повествовательную» колонну,
своим вьющимся спиральным фризом
рассказывающую о подвигах императора
и его армии, имело тот же смысл отрыва от
повседневности, что и в республиканскую
эпоху, но было дополнено религиозными
смыслами. Получился некий идеальный
иконографический тип, «нагруженный»
проработанным и глубоким содержанием.
Этот тип просто напрашивался на повторение и даже развитие.
После колонны Траяна в самом
Риме были воздвигнуты еще две колонны
со статуями императоров на вершине: не
дошедшая до нашего времени колонна
Антонина Пия (правил в 138–161 гг.)
и очень похожая на колонну Траяна
(вплоть до повторения спирального
фриза и некоторых деталей) и немного
упрощенная колонна императора Марка Аврелия (180–193 гг.). Есть еще сведения о
похожей колонне императора
Диоклетиана (правил в 284–305 гг.)
в египетской Александрии.
В Константинополе, православном Новом Риме, в ранневизантийский
период было воздвигнуто три колонны со
статуями императоров наверху: порфировая колонна самого «переоснователя»
города, Константина Великого (около
326 г.), колонна Феодосия I (освящена
в 383/384 г.) и колонна Аркадия (сооружена в 402 г.). Была еще четвертая
колонна со статуей императора Юстиниана I (поставлена в 543–544 гг.), но
статуей конной, что явно выбивается из
традиции. Все эти колонны стояли, как
и в старом Риме, на форумах и площадях, то есть центрировали пространство,
организовывали его вокруг себя, как будто
«притягивая» и «стягивая» знаменитые
константинопольские портики. Известные
колонны римского и ранневизантийского
времени (Траяна, Марка Аврелия и Аркадия) принадлежат к римско-дорическому
ордеру – с базой и иониками в эхине.
К этому ордеру принадлежат и многие
другие колонны Нового времени, безусловно подражающие римским.
В христианскую традицию эти
колонны со статуями обожествленных
языческих императоров (или даже не
обожествленных, а благоверных и православных, но все равно напоминающих тех,
прежних) совсем не вписывались. Все они
были сброшены с колонн в период Средневековья. Но помимо этого христианская
традиция придумала своего рода антоним
императору на колонне – столпников.
далее>>
вверх
|
|
|