приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Владимир Седов
Статуя на колонне
XVII-MMVI - 20.03.2006

Ж. Поларт
Колонна в Брюсселе.
1852 г.

Античность поначалу знала колонну только как опору. В какой момент античной истории было решено использовать колонну как монумент, как напоминание о том или ином событии, – неясно, но это произошло, видимо, еще в древнегреческую или эллинистическую эпоху, еще до возвышения Рима. На местах сражений или на площадях городов уже стояли колонны, отмечавшие собой место события или даже только саму память о нем. Так, мы знаем витую Змеиную колонну, возвышающуюся сейчас в Константинополе на ипподроме, но отлитую из бронзы в Греции в V веке до нашей эры для святилища в Дельфах в честь победы греков над персами при Платее.

Чтобы перейти от серии опор, поддерживающих антаблемент здания, к отдельностоящей колонне, нужно было осознать ее статуарность. Статуарность – это ключ к пониманию произошедшего: эллинистическая культура решила, что идеальная опора здания равна скульптуре, антропоморфна. Это верно и в композиционном смысле – в центре композиции (площади, долины, двора) помещается колонна, которая работает так же, как антропоморфная скульптура (центрирует пространство). Подобных превращений, кажется, в истории архитектуры больше не было (если не считать того, что готика в качестве городского монумента и фонтана взяла одну из форм собора – ажурную башенку со шпилем, но здесь можно усмотреть влияние античного примера с колонной).

Ж. Гондуэн, Ж.-Б. Лепер
Вандомская колонна в Париже.
1806–1810 гг.

В республиканском Риме был сделан новый шаг – отдельную колонну сделали несущей, но несла она теперь не антаблемент, а статую. Поначалу это была статуя героя. Статуя венчала колонну как некий новый импост над капителью и, одновременно, уподоблялась самой колонне: одно антропоморфное и центрическое тело (архитектурное, хотя и вполне скульптурное) несло другое антропоморфное скульптурное тело – тоже вполне центрическое.

Римляне довольно рано осмыслили произошедшее: уже у Плиния Старшего, писавшего в I веке нашей эры, говорится о том, что «колонны (подразумеваются колонны со статуями – В. С.) означают возвышение над прочими смертными, что выражают и арки, придуманные недавно». В противоположность «недавно придуманным» аркам Плиний подчеркивает, что «к большой древности восходит распространение колонн», причем перечисляет целый ряд римских колонн, посвященных республиканским деятелям: Гаю Мению, Гаю Дуиллию и Луцию Минуцию. Относительно некоторых из названных колонн, установленных на римском Форуме, у нас есть уверенность в том, что они были со статуями. Так колонна со статуей Минуция изображена на римских монетах II века до н.э., а от колонны Дуиллия найден фрагмент базы с надписью, представляющей собою архаизирующую реставрацию I века нашей эры.

Колонна Траяна в Риме. 110–113 гг.

Новый поворот республиканская тема прославления героя получила в императорском Риме. По всей видимости, этот поворот произошел прямо в колонне императора Траяна (110–113 гг.), в которой на гигантское тело колонны, собранное из монолитных блоков мрамора, была поставлена статуя императора, держащего сферу и скипетр, символы императорской власти (этот первоначальный вид колонны Траяна мы знаем тоже по изображениям на монетах). Получался настоящий центр пространства – продуманный, осмысленный и формально и символически (через сакральность императорской власти и божественность самого императора). Вознесение статуи императора на «повествовательную» колонну, своим вьющимся спиральным фризом рассказывающую о подвигах императора и его армии, имело тот же смысл отрыва от повседневности, что и в республиканскую эпоху, но было дополнено религиозными смыслами. Получился некий идеальный иконографический тип, «нагруженный» проработанным и глубоким содержанием. Этот тип просто напрашивался на повторение и даже развитие.

После колонны Траяна в самом Риме были воздвигнуты еще две колонны со статуями императоров на вершине: не дошедшая до нашего времени колонна Антонина Пия (правил в 138–161 гг.) и очень похожая на колонну Траяна (вплоть до повторения спирального фриза и некоторых деталей) и немного упрощенная колонна императора Марка Аврелия (180–193 гг.). Есть еще сведения о похожей колонне императора Диоклетиана (правил в 284–305 гг.) в египетской Александрии.

В Константинополе, православном Новом Риме, в ранневизантийский период было воздвигнуто три колонны со статуями императоров наверху: порфировая колонна самого «переоснователя» города, Константина Великого (около 326 г.), колонна Феодосия I (освящена в 383/384 г.) и колонна Аркадия (сооружена в 402 г.). Была еще четвертая колонна со статуей императора Юстиниана I (поставлена в 543–544 гг.), но статуей конной, что явно выбивается из традиции. Все эти колонны стояли, как и в старом Риме, на форумах и площадях, то есть центрировали пространство, организовывали его вокруг себя, как будто «притягивая» и «стягивая» знаменитые константинопольские портики. Известные колонны римского и ранневизантийского времени (Траяна, Марка Аврелия и Аркадия) принадлежат к римско-дорическому ордеру – с базой и иониками в эхине. К этому ордеру принадлежат и многие другие колонны Нового времени, безусловно подражающие римским.

В христианскую традицию эти колонны со статуями обожествленных языческих императоров (или даже не обожествленных, а благоверных и православных, но все равно напоминающих тех, прежних) совсем не вписывались. Все они были сброшены с колонн в период Средневековья. Но помимо этого христианская традиция придумала своего рода антоним императору на колонне – столпников.

далее>>

вверх

 Ответ

   
 

20.03.2006 - XVII-MMVI
Григорий Ревзин
Столп и утверждение мнимости

   

  Ответ / Столп

   
20.03.2006 - XVII-MMVI
Владимир Седов
Статуя на колонне
   
20.03.2006 - XVII-MMVI
Владимир Седов
Колокольня
   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна