приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Владимир Седов
Статуя на колонне
XVII-MMVI - 20.03.2006

Колонна Марка Аврелия в Риме. 180–193 гг.

Начиная с Симеона Столпника, подвизавшегося на колонне в окрестностях Антиохии, византийский Восток знал около полудюжины столпников (Симеон, Даниил, Иоанн, Симеон Дивногорец, Алипий, Феодосий). Все они устраивали свою монашескую жизнь, свой подвиг в явном противопоставлении себя на колонне и императорских статуй старого и Нового Рима: с одной стороны, была колонна с подвижником-аскетом, посвящающим свою жизнь борьбе с плотью во имя духа, а с другой – колонна с языческой и «плотской» статуей-«болваном». Эта контрадикция поддерживалась и градостроительно: если в Риме и Константинополе вокруг увенчанных статуями колонн группировались площади, то вокруг подвижнических столпов, по крайней мере в двух случаях – в местах подвига Симеона Столпника и Симеона Дивногорца, сформировались «площади» средокрестий огромных базилик, гигантским крестом сходившихся к открытым площадкам, центром которых была колонна, в или на капители которой жил почитаемый подвижник. Это было время отрицания римских ценностей и преодоления их, оно недаром продолжалось в ранневизантийскую эпоху, с IV по VIII век – позже такое противостояние римской традиции стало просто ненужным, поскольку исчез сам римский дух, утвердилось византийское средневековое сознание, этими самыми столпниками во многом и созданное.

На западе и на востоке бывшей Римской империи в Средневековье колонны оказались непонятными символами ушедшего времени. И в Риме, и в Константинополе с них довольно рано сбросили статуи, и лишь на колонне Юстиниана до самого конца Византии ехал куда-то медный император, которого несколько раз описывают русские паломники («столп чюден вельми толстотою и высотою и красотою, из далеча с моря видети его. И на верх его седить Иустиниан Великы на коне велми чюден, аки жив, в доспесе сороцинском, грозно видети его, а в руце – яблоко злато велико, а в яблоце крест» – Стефан Новгородец, XIV век). Византийский историк XIII века Никита Хониат среди сообщений, обличающих тиранический характер и взбалмошность императора Андроника Комнина (1184–1185), помещает рассказ о намерении этого сумасбродного владыки воздвигнуть свою медную статую на уже существовавшей колонне, что, видимо, казалось кощунственным и самонадеянным. Француз Робер де Клари, участвовавший во взятии Константинополя крестоносцами в 1204 г., пишет о том, что две колонны (Феодосия и Аркадия) были уже без статуй и на их вершинах жили какие-то безымянные отшельники, по всей видимости, подражавшие столпникам. Он же рассказывает о казни, которой подвергли крестоносцы императора Алексея Дуку Мурчуфла: они возвели его на одну из колонн и сбросили оттуда, причем следили, как прямо падает тело – как статуя, сбрасываемая с колонны. В этом жутком рассказе есть отчетливый привкус средневековой борьбы с императорскими статуями: живого императора побежден- ной державы сбрасывают, как раньше сбросили римских языческих императоров в папском Риме.

Х. Штрак, Гладенбек и Драке
Колонна Победы в парке Тиргартен в Берлине. 1873 г.

Вновь колонны оказались востребованы уже в период Ренессанса. При папе Сиксте V (1585–1590) на колонну Марка Аврелия поставили статую апостола Павла, при том же папе в 1588 г. на колонну Траяна поставили статую апостола Петра. Тем самым оказалась заложена новая традиция – помещать на колоннах христианских героев. Нужно сказать, что колонна Траяна в ренессансном Риме находилась на окраине, и большее значение для распространения идеи статуи на колонне имела расположенная в самом центре населенной части колонна Марка Аврелия, вокруг которой в 1660 г. была организована площадь, соединенная с главной улицей, Корсо. Именно эту колонну (и градостроительную ситуацию) воспроизводили и император Франции Наполеон I в колонне Великой Армии (1806–1810, Ж. Гондуэн и Ж.-Б. Лепер) на Вандомской площади в Париже и императоры Всероссийские Александр I и Николай I в Александрийской колонне на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге (1829, О. Монферран). Разница только в том, что Наполеон в соответствии с историческими прецедентами поставил на колонну свою собственную статую, тогда как Николай I водрузил на «Александрийский столп» статую ангела с крестом – в соответствии с традициями папского Рима (но есть мнение о портретности лица ангела, напоминающего лицо императора Александра).

Колонна у Йенских ворот в Берлине. 1840-е гг. Скульптор Х. Раух

Имперскость XIX века прибавила к списку колонн со статуями еще по крайней мере пять. В Париже на площади Бастилии в 1834–1840 гг. поставили так называемую Июльскую колонну (Ж.-Л. Дюк), которая увековечивала события июльской революции 1830 г., приведшей к власти короля Луи-Филиппа. На вершине этой коринфской колонны был водружен скульптурный Гений Свободы. В Брюсселе под сильным влиянием Июльской колонны на площади Конгресса в 1852 г. воздвигли колонну Конституции (Ж. Поларт) в честь революции 1830 г., принесшей свободу Бельгии, но, в отличие от Парижа, на вершине здесь оказался не гений, а бельгийский король Леопольд I. В Лондоне в 1840–1843 гг. на Трафальгарской площади соорудили колонну адмирала Нельсона (Э. Бейли, скульптура Э. Лендсира). Это чуть ли не единственный случай, когда на вершине гигантской колонны появился не апостол или ангел, и не император, а герой войны – прославленный адмирал, принесший Великобритании победу на море. Зато в Берлине одна крылатая богиня (1840-е гг., работы Х. Рауха) увенчала коринфскую, поставленную в честь прусской победы при Ватерлоо, колонну на круглой площади у Йенских ворот (теперь Мерингплатц), а другая заняла верхушку воздвигнутой в честь победы во Франко-Прусской войне гигантской колонны Победы в Тиргартене (1873, Х. Штрак, Гладенбек и Драке). XX век отринул идею статуи на колонне, хотя империи в этом столетии были, а имперских по размаху зданий и монументов других типов было выстроено предостаточно. Только в Советском Союзе вскоре после 1924 г. всерьез думали о замене ангела на Александрийской колонне статуей Ленина, но из-за сопротивления интеллигентных экспертов отказались (дело об этом хранится в архиве Института истории материальной культуры в Петербурге). Недавние годы принесли в Москву целых две статуи на колоннах, обе работы Церетели: Георгия Победоносца на Цветном бульваре и Нику на Поклонной горе. Так что тип колонны со статуей оказался востребованным в России на рубеже XX–XXI веков, хотя и в несколько странном, каком-то прусском что ли, духе. Однако сам образ статуи на колонне как мемориального сооружения исключительной силы и художественной убедительности никак не может быть заслонен неудачными воплощениями, прусскими или московскими. Идея вознесенной и изолированной архитектурной опоры, увенчанной статуей, принадлежит к ряду великих открытий, совершенных античными архитекторами.

<<вернуться

вверх

 Ответ

   
 

20.03.2006 - XVII-MMVI
Григорий Ревзин
Столп и утверждение мнимости

   

  Ответ / Столп

   
20.03.2006 - XVII-MMVI
Владимир Седов
Статуя на колонне
   
20.03.2006 - XVII-MMVI
Владимир Седов
Колокольня
   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна