приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Владимир Седов
Колокольня
XVII-MMVI - 20.03.2006

Мактар (Тунис)
Мавзолей. II в. н.э.

Античная архитектура как будто не интересовалась высотными сооружениями: большая часть зданий и большая часть усилий зодчих были сосредоточены на кубических объемах храмов, на имеющих в целом кубические пропорции банях, стоях, гимнасиях, базиликах и триумфальных арках. Немногочисленными вертикалями в античных городах (речь в большей степени идет о Риме и Римской империи, в древнегреческое и эллинистическое время вертикалей было еще меньше) были мемориальные или триумфальные колонны, а также обелиски, заимствованные у египтян. И те и другие сосредотачивались в самом Риме, а в провинциальных городах вертикалей совсем не было.

Дугга (Тунис)
Мавзолей нумидийского царя. II в. до н.э. Законченный образ эллинистического вертикального здания

Но было два типа зданий, стоявших вне городов, в которых высота и вертикализм были значимы с функциональной или символической точки зрения. Речь идет о маяках и мавзолеях. О маяках мы знаем очень немного, а их сохранившиеся остатки рисуют эти здания в основном утилитарными. Относительно маяка в египетской Александрии на острове Фарос, построенного в III в. до нашей эры архитектором Состратом Книдским, нам известно по изображениям на монетах. Это была высокая башня с пирамидально уменьшающимися ярусами, верхний из которых был окружен колоннадой. Над этой колоннадой и размещался огонь маяка.

Образ этого маяка, одного из чудес света, отразился в целом ряде построек Нового времени: его верхнюю колоннаду можно заметить и в проектировавшемся Микетти в 1720-х гг. маяке при входе в петербургскую гавань (тут суда проходили через низ башни – как в Александрии), и в петербургском Адмиралтействе (1806–1820) А. Д. Захарова – здесь связь древнего маяка и морского министерства очень понятна, и в двух проектах московского Дворца Советов начала 1930-х годов – у А. В. Щусева и Б. М. Иофана. В последнем случае Дворец Советов должен был восприниматься советскими архитекторами как маяк для человечества. Но линия Александрийского маяка была достаточно ограниченной – хотя бы в силу исключительности этого объекта, а также потому, что в нем не было предложено ясной системы ордерного членения вертикального здания: это была больше башня с колоннадой, чем башня из колоннад.

Рафаэль
Проект собора святого Петра. Около 1514 г. Идея колокольни окончательно оформилась

Последний принцип, башня из колоннад, был выработан в одном типе античных мавзолеев, а именно, в башенных мавзолеях, зародившихся в эллинистическую эпоху, но продолжавших строиться и развиваться пространственно в римское время. В этих двух- или трехъярусных башнеобразных сооружениях мы чаще всего видим подобие базы или обработанный рельефами постамент (первый ярус), два яруса колоннад или пилястровых портиков и коническую или пирамидальную верхушку. Во всяком случае, в каждом здании мы видим довольно последовательно проведенный принцип суперпозиции, особого соотношения колонн верхних и нижних ярусов: если в мавзолеях чаще всего нет последовательной смены снизу вверх дорического, ионического и коринфского ордеров, такой, как, например, в римском Колизее, то видим последовательное облегчение ярусов при сохранении ордера – как в древнеримском амфитеатре в Ниме.

Л. Полетти
Колокольня базилики Сан-Паоло фуори ле Мура в Риме. 1825-1854 гг.

Одним из самых древних сохранившихся мавзолеев является памятник эллинистического времени в Африке, в Дугге. Этот мавзолей какого-то нумидийского царька (II в. до н.э.), вероятно в той или иной степени зависимого от Рима, состоит из ступенчатого основания, массивного первого яруса, в котором ордер едва намечен в огибающих углы пилястрах, и более высокого второго, в котором ионический ордер полуколонн позволяет развернуть наиболее зрелищный образ. Выше этого довольно легкого яруса высится вытянутый третий ярус, тоже с едва намеченными огибающими пилястрами и нагруженный пирамидой. Все вместе дает впечатление нарастающего движения вверх и одновременно подчеркивает строгую центричность и законченность этого устремленного вверх тела. Фактически речь идет о гармонизации башенного объема, придании ему осмысленности и законченности – посредством ордерной соподчиненности и уравновешенности частей. Похожее устройство имеет мавзолей в африканском Мактаре (II в. н.э.), где два равных яруса с коринфскими пилястрами (их почему-то по три на каждом фасаде) несут пирамидальное завершение. А в сооруженном в начале I в. н.э. мавзолее в Глануме (Франция) чуть ослабленное в Мактаре движение вверх подчеркивается и тяжелым нижним ярусом, покрытым рельефами, и коринфскими полуколоннами второго яруса, и коринфским круглым храмиком – третьего, завершенного конической кровлей. Все три названные памятника и многие другие показывают главное – античная архитектура разрешила трудность декорировки башнеобразного здания с помощью ярусно расположенного ордера, а композиционно и объемно башня была приближена к стеле, к обелиску, к колонне – к центрическим и заключенным в себе, самотождественным объемам, напоминающим скульптуру.

далее>>

вверх

 Ответ

   
 

20.03.2006 - XVII-MMVI
Григорий Ревзин
Столп и утверждение мнимости

   

  Ответ / Столп

   
20.03.2006 - XVII-MMVI
Владимир Седов
Статуя на колонне
   
20.03.2006 - XVII-MMVI
Владимир Седов
Колокольня
   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна