|
|
Владимир Седов
Колокольня
XVII-MMVI - 20.03.2006
Мактар (Тунис)
Мавзолей. II в. н.э.
Античная архитектура как будто не
интересовалась высотными сооружениями: большая часть зданий и большая
часть усилий зодчих были сосредоточены на кубических объемах храмов, на
имеющих в целом кубические пропорции банях, стоях, гимнасиях, базиликах
и триумфальных арках. Немногочисленными вертикалями в античных городах
(речь в большей степени идет о Риме
и Римской империи, в древнегреческое
и эллинистическое время вертикалей
было еще меньше) были мемориальные
или триумфальные колонны, а также
обелиски, заимствованные у египтян.
И те и другие сосредотачивались в самом
Риме, а в провинциальных городах вертикалей совсем не было.
Дугга (Тунис)
Мавзолей нумидийского
царя. II в. до н.э.
Законченный образ
эллинистического
вертикального здания
Но было два типа зданий, стоявших
вне городов, в которых высота и вертикализм были значимы с функциональной
или символической точки зрения. Речь
идет о маяках и мавзолеях. О маяках
мы знаем очень немного, а их сохранившиеся остатки рисуют эти здания
в основном утилитарными. Относительно маяка в египетской Александрии
на острове Фарос, построенного в III в.
до нашей эры архитектором Состратом
Книдским, нам известно по изображениям на монетах. Это была высокая
башня с пирамидально уменьшающимися ярусами, верхний из которых был
окружен колоннадой. Над этой колоннадой и размещался огонь маяка.
Образ этого маяка, одного из чудес
света, отразился в целом ряде построек Нового времени: его верхнюю
колоннаду можно заметить и в проектировавшемся Микетти в 1720-х гг. маяке
при входе в петербургскую гавань (тут
суда проходили через низ башни – как
в Александрии), и в петербургском
Адмиралтействе (1806–1820) А. Д. Захарова – здесь связь древнего маяка
и морского министерства очень понятна,
и в двух проектах московского Дворца
Советов начала 1930-х годов – у А. В. Щусева и Б. М. Иофана. В последнем случае
Дворец Советов должен был восприниматься советскими архитекторами как
маяк для человечества. Но линия Александрийского маяка была достаточно
ограниченной – хотя бы в силу исключительности этого объекта, а также потому,
что в нем не было предложено ясной системы ордерного членения вертикального
здания: это была больше башня с колоннадой, чем башня из колоннад.
Рафаэль
Проект собора святого
Петра. Около 1514 г. Идея
колокольни окончательно
оформилась
Последний принцип, башня из
колоннад, был выработан в одном типе
античных мавзолеев, а именно, в башенных мавзолеях, зародившихся
в эллинистическую эпоху, но продолжавших строиться и развиваться
пространственно в римское время.
В этих двух- или трехъярусных башнеобразных сооружениях мы чаще всего
видим подобие базы или обработанный
рельефами постамент (первый ярус),
два яруса колоннад или пилястровых
портиков и коническую или пирамидальную верхушку. Во всяком случае,
в каждом здании мы видим довольно
последовательно проведенный принцип
суперпозиции, особого соотношения
колонн верхних и нижних ярусов: если
в мавзолеях чаще всего нет последовательной смены снизу вверх дорического,
ионического и коринфского ордеров, такой, как, например, в римском
Колизее, то видим последовательное облегчение ярусов при сохранении
ордера – как в древнеримском амфитеатре в Ниме.
Л. Полетти
Колокольня базилики
Сан-Паоло фуори ле Мура
в Риме. 1825-1854 гг.
Одним из самых древних сохранившихся мавзолеев является памятник
эллинистического времени в Африке,
в Дугге. Этот мавзолей какого-то нумидийского царька (II в. до н.э.), вероятно
в той или иной степени зависимого от
Рима, состоит из ступенчатого основания, массивного первого яруса, в котором
ордер едва намечен в огибающих углы
пилястрах, и более высокого второго,
в котором ионический ордер полуколонн
позволяет развернуть наиболее зрелищный образ. Выше этого довольно легкого
яруса высится вытянутый третий ярус,
тоже с едва намеченными огибающими
пилястрами и нагруженный пирамидой.
Все вместе дает впечатление нарастающего движения вверх и одновременно
подчеркивает строгую центричность и законченность этого устремленного вверх
тела. Фактически речь идет о гармонизации башенного объема, придании ему
осмысленности и законченности – посредством ордерной соподчиненности
и уравновешенности частей. Похожее устройство имеет мавзолей в африканском
Мактаре (II в. н.э.), где два равных яруса
с коринфскими пилястрами (их почему-то
по три на каждом фасаде) несут пирамидальное завершение. А в сооруженном
в начале I в. н.э. мавзолее в Глануме
(Франция) чуть ослабленное в Мактаре
движение вверх подчеркивается и тяжелым нижним ярусом, покрытым
рельефами, и коринфскими полуколоннами второго яруса, и коринфским
круглым храмиком – третьего, завершенного конической кровлей. Все три
названные памятника и многие другие
показывают главное – античная архитектура разрешила трудность декорировки
башнеобразного здания с помощью ярусно
расположенного ордера, а композиционно и объемно башня была приближена
к стеле, к обелиску, к колонне – к центрическим и заключенным в себе,
самотождественным объемам, напоминающим скульптуру.
далее>>
вверх
|
|
|