приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Максим Атаянц
Апамея и Пальмира
XV/XVI-MMV - 18.12.2005

Общий вид небольшого храма Баал-Шамина, стоящего на одной из улиц, перпендикулярных главной колонной улице

Окрестные горы изобиловали отличным камнем, денег хватало, чтобы нанимать лучших архитекторов Дамаска и Антиохии. В Пальмире появились храмы и целые храмовые комплексы, пиршественные залы и дворцы, термы, агора, театр, нимфей и, конечно, колонные улицы.

Стандартные элементы римского урбанистического конструктора образовали, однако, очень своеобразное и странное целое.

Храм Бэла, начало I в. н.э. Сдвиги геометрической логики как дань местным культам происходят не только в планировке города, но и в главном святилище – вход расположен не в торце, а в продольной стене

Проезжая часть основной колонной улицы оставлена незамощенной, а сама улица дважды меняет направление, переламываясь на одиннадцать и двадцать четыре градуса; ни один из трех ее разновеликих отрезков не ориентирован сколько-нибудь четко по сторонам света, а поперечные улицы, также оснащенные коринфскими колоннадами безукоризненных пропорций, втыкаются в главную под случайными углами. Все эти композиционные трудности разрешены с таким блеском, что, попадая в город, о них мгновенно забываешь – и четверка тетрапилонов на овальной площади, и знаменитая арка, отмечающая второй поворот – бесспорные шедевры; но стоит лишь взглянуть на план, и вопросы возникают снова.

Центральная ось Пальмиры завершается у храма Бэла. Храм стоит поперек оси, но, переориентирован благодаря боковому входу

Высказывалось мнение, что изгибы главной оси следуют трассе древнего караванного пути, отсюда же и песок вместо мостовой посреди улицы – ноги верблюдов плохо приспособлены к каменной поверхности. Верблюд, действительно, являлся альфой и омегой местной экономики, но средний караван насчитывал до двух сотен животных, и вряд ли было необходимо гнать их через центр города, тем более что дороги на Дамаск и Евфрат идут в другом направлении.

Это может показаться странным, но главная улица торгово-олигархической Пальмиры служила, в основном, церемониальным целям. Она соединяла храм Бэла, крупнейшее святилище города, с громадной территорией некрополя, раскинувшегося в долине и по склонам холмов на северо-западе.

Тетрапилон, украшающий большой перекресток на главной колонной улице. Рубеж II–III вв.

Изломы ее оси – результат сложного компромисса. Странные консоли, торчащие посередине ствола почти каждой из тысяч городских колонн, служили постаментами для статуй – застройщики, будучи частными лицами или занимая городские магистратуры, стремились увековечить не только себя, но и многочисленных домочадцев. Неизбежное соперничество группировок и перерывы в строительстве привели к тому, что сцена вновь построенного театра и святилище бога Нэбо оказались на трассе возводимой улицы. Первый поворот позволил свести к минимуму масштаб переделок, а второй вновь вывел ось к пропилеям храма Бэла. Мостить улицу было нельзя. Никакая религиозная церемония вчерашних бедуинов не могла обойтись без верблюдов.

Театр в Пальмире, первая половина II в. Точно за этой сценой проходит главная улица

Верблюды шли в похоронных процессиях, везли идолов Бэла, Ярибола и Аглибола во время храмовых праздников, белые верблюды были, наконец, излюбленной жертвой местным богам.

Руины жилых кварталов Пальмиры. На переднем плане – фрагмент перистиля, на заднем – чудом сохранившаяся колоннада внутреннего дворика. III в. н.э.

Дым от сжигаемых на алтаре верблюжьих туш рассеивался, как мираж, не достигая позолоченной бронзы коринфских капителей. Сейчас руины Пальмиры сами кажутся миражом, а мерцающие в горячем воздухе ряды колонн – все, что осталось от первой из многочисленных попыток выразить в римских ордерных формах идеи и смыслы, бесконечно далекие от идеалов классической античности.

<<вернуться

вверх

 Ответ

   
 

18.12.2005 XV/XVI-MMV
Григорий Ревзин
Ось Хаоса

   

  Ответ / Ось

   

18.12.2005 XV/XVI-MMV
Максим Атаянц
Апамея и Пальмира

   

18.12.2005 XV/XVI-MMV
Владимир Седов
Базилика

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна