|
|
Максим Атаянц
Апамея и Пальмира
XV/XVI-MMV - 18.12.2005
Общий вид небольшого
храма Баал-Шамина,
стоящего на одной из
улиц, перпендикулярных
главной колонной улице
Окрестные горы изобиловали
отличным камнем, денег хватало, чтобы
нанимать лучших архитекторов Дамаска
и Антиохии. В Пальмире появились
храмы и целые храмовые комплексы,
пиршественные залы и дворцы, термы,
агора, театр, нимфей и, конечно, колонные улицы.
Стандартные элементы римского
урбанистического конструктора образовали, однако, очень своеобразное
и странное целое.
Храм Бэла, начало I в. н.э.
Сдвиги геометрической
логики как дань местным
культам происходят не
только в планировке
города, но и в главном
святилище – вход
расположен не в торце,
а в продольной стене
Проезжая часть основной колонной улицы оставлена незамощенной,
а сама улица дважды меняет направление,
переламываясь на одиннадцать и двадцать четыре градуса; ни один из трех ее
разновеликих отрезков не ориентирован
сколько-нибудь четко по сторонам света,
а поперечные улицы, также оснащенные
коринфскими колоннадами безукоризненных пропорций, втыкаются в главную
под случайными углами. Все эти композиционные трудности разрешены
с таким блеском, что, попадая в город,
о них мгновенно забываешь – и четверка тетрапилонов на овальной площади,
и знаменитая арка, отмечающая второй
поворот – бесспорные шедевры; но стоит
лишь взглянуть на план, и вопросы возникают снова.
Центральная ось
Пальмиры завершается
у храма Бэла. Храм
стоит поперек оси,
но, переориентирован
благодаря боковому входу
Высказывалось мнение, что изгибы
главной оси следуют трассе древнего караванного пути, отсюда же и песок вместо
мостовой посреди улицы – ноги верблюдов
плохо приспособлены к каменной поверхности. Верблюд, действительно, являлся
альфой и омегой местной экономики, но
средний караван насчитывал до двух сотен
животных, и вряд ли было необходимо
гнать их через центр города, тем более что
дороги на Дамаск и Евфрат идут в другом
направлении.
Это может показаться странным, но
главная улица торгово-олигархической
Пальмиры служила, в основном, церемониальным целям. Она соединяла храм
Бэла, крупнейшее святилище города,
с громадной территорией некрополя,
раскинувшегося в долине и по склонам
холмов на северо-западе.
Тетрапилон, украшающий
большой перекресток на
главной колонной улице.
Рубеж II–III вв.
Изломы ее оси – результат сложного
компромисса. Странные консоли, торчащие посередине ствола почти каждой из
тысяч городских колонн, служили постаментами для статуй – застройщики,
будучи частными лицами или занимая
городские магистратуры, стремились
увековечить не только себя, но и многочисленных домочадцев. Неизбежное
соперничество группировок и перерывы в строительстве привели к тому, что сцена
вновь построенного театра и святилище
бога Нэбо оказались на трассе возводимой
улицы. Первый поворот позволил свести
к минимуму масштаб переделок, а второй
вновь вывел ось к пропилеям храма Бэла.
Мостить улицу было нельзя. Никакая религиозная церемония вчерашних
бедуинов не могла обойтись без верблюдов.
Театр в Пальмире, первая
половина II в. Точно за
этой сценой проходит
главная улица
Верблюды шли в похоронных процессиях,
везли идолов Бэла, Ярибола и Аглибола
во время храмовых праздников, белые
верблюды были, наконец, излюбленной
жертвой местным богам.
Руины жилых кварталов
Пальмиры. На переднем
плане – фрагмент
перистиля, на заднем –
чудом сохранившаяся
колоннада внутреннего
дворика. III в. н.э.
Дым от сжигаемых на алтаре верблюжьих туш рассеивался, как мираж, не
достигая позолоченной бронзы коринфских капителей. Сейчас руины Пальмиры
сами кажутся миражом, а мерцающие
в горячем воздухе ряды колонн – все, что
осталось от первой из многочисленных
попыток выразить в римских ордерных
формах идеи и смыслы, бесконечно далекие от идеалов классической античности.
<<вернуться
вверх
|
|
|