|
|
Владимир Седов
Базилика
XV/XVI-MMV - 18.12.2005

Базилика Максенция
в Риме, начало IV в. н.э.
Вид сквозь боковой неф
Здесь действует сила, исправляющая
траекторию вашего движения и направляющая ваш взгляд туда, куда
направлена эта сила. Вот, например,
вы входите через боковую дверь римской базилики Сан-Паоло фуори ле Мура
(«за стенами») – где-то с юго-востока.
Настраиваетесь на общение с памятником, рассчитываете на подробный
осмотр и смакование общего и деталей.
Из двери видите прямоугольник пространства, слева арочный проем куда-то,
справа – полукружие абсиды с мерцающими мозаиками в конхе. Сейчас,
казалось бы, можно смотреть, но тут-то
и начинает действовать упомянутая сила:
вместо осмотра вы передвигаетесь так,
чтобы стать на пересечение главной оси
и оси трансепта. Вот она, главная ось, вот
направление на абсиду с мозаиками, но
расстояние отсюда слишком короткое,
получается эффект близорукости. Тогда
совершаем полный разворот – и через
арку, напоминающую триумфальную,
видны ряды колонн, обрамляющих длиннейший неф. Но и этот вид какой-то
недостаточный, кончающийся входными
проемами в этот самый неф. И почти
непроизвольно вы начинаете двигаться
к увиденным только что входным проемам с запада, в торце нефа, и только
дойдя до них, разворачиваетесь опять
и осознаете ясно и окончательно – вот
единственная точка отсчета, начало оси
этого здания, буквально нанизанного на
незримую спицу, начинающуюся от входа
и кончающуюся полукругом абсиды,
поблескивающим мозаичными изображениями Христа и апостолов.

Вид сохранившейся
(восточной) части
базилики Максенция
Находясь на этой оси, вы чувствуете
конечность пути: вы можете двигаться
реально или мысленно только по оси
или вдоль нее, от входа и до абсиды. Все
остальное в образе базилики является
только аранжировкой, оформлением
и украшением раз и навсегда найденного образа дозированного и конечного
движения по горизонтали: от начала
(двери) к окончанию (абсиде) – вместилищу престола Бога и округлой
плоскости с изображениями Бога и его
святых. Формальные составляющие
этого архитектурно оформленного образа
приближения к святыне следующие:
продолговатый неф, ведущий вперед, полукруглая абсида с полукуполом
конхи вверху. Кроме этих двух основных
компонентов большое значение имеет
количество нефов, характер разделяющих
их опор (в раннехристианское время это
были колонны) и образ того, что они несут
(архитрав или аркада, стена над ними –
с окнами или без, возможный второй ярус
колоннады или аркады), а также триумфальная арка перед абсидой или перед
трансептом и сам трансепт – поперечно
ориентированное пространство перед
абсидой, предназначенное для передвижения и стояния клира. Все это настолько
четко организовано и предельно ясно
продумано, что кажется вершиной
типа, которую невозможно изменить
и «улучшить». Но в базилике Сан-Паоло мы видим здание V века, а потом
еще было решение перекрыть базилику
куполом (получится София Константинопольская) или рядом сводов (получится
романская базилика). Тип базилики так
или иначе развивался до XVIII века, что
составило одну из самых значительных
типологических линий в истории европейской архитектуры. Но вначале был
этот достаточно простой и одновременно
убийственно действенный вариант раннехристианской базилики, в которой динамика
продвижения к святилищу
конхи подчеркнута монотонностью шага
колонн и арок.

План базилики
Максенция. Для того
чтобы стать христианской
базиликой, в нее должна
«войти» колонная улица
Само слово «базилика» греческое
и переводится как «царственная». Это
помещение, где присутствует царь (василевс, цезарь, император) и где он судит
своих подданных. В Римской империи
император, естественно, не мог присутствовать в каждом городе, а потому
базилики в провинциях являлись уже
зданиями, в которых императора заменяла его статуя, а его судебные функции
от его имени исполнял судья – наместник
провинции, прокуратор, делегированный
сенатор. Нам известны здания провинциальных «судебных» базилик III века
нашей эры в галльском Трире (Августа
Тревиорум) и в сирийской Босре. В обоих
случаях перед нами продолговатые
прямоугольные здания с деревянными
перекрытиями, заканчивающиеся полукруглой абсидой, в которой и была
расположена статуя правящего и частично уже обожествленного императора,
и где перед статуей (рядом с ней?) сидел
правитель и судья. Здания были освещены высоко расположенными окнами
в боковых стенах. Разделения на нефы
в этих зданиях не было.

Интерьер базилики Сан-Паоло фуори ле Мура
(«вне стен») в Риме. 384–410 гг., обновлена в 1823–1854 гг. Самая большая
раннехристианская
базилика

Западный фасад базилики
Сан-Паоло в Риме. Вид из
перистильного дворика

План базилики Сан-Паоло – один из примеров
пятинефной базилики
далее>>
вверх
|
 |
|