|
|
Владимир Седов
Базилика
XV/XVI-MMV - 18.12.2005
Поперечный разрез
с перспективой базилики
Сан-Паоло.
Гравюра XIX в.
Можно представить себе путь приятия этого типа «судебной» базилики
языческого времени для нужд христианской религии: император Константин,
строивший базилики вокруг Рима, его
идеологи или иерархи христианской
церкви (или все вместе) принимают идею
имперской силы и власти Христа (отсюда
иконографическая тема Христа Вседержителя с императорской иконографией
и императорскими регалиями), а значит,
тема базилики переходит от императора
(ему остается дворец) к Христу (теперь
он – базилевс), а в абсиде базилике теперь
помещается не языческая статуя императора и не кресло судьи, а изображение
Христа, судящего человечество. Тип
юридического здания стал типом здания
культового.
Разрез
раннехристианской
базилики святого Петра
в Ватикане (вторая
четверть IV века).
С гравюры XVI в.
Но этим перенесением типа история
создания раннехристианской базилики
отнюдь не исчерпывается. Дело в том,
что отмеченная нами ось, сообщающая
базилике раннехристианской и христианской вообще столь сильную динамику,
в языческих, «судебных» базиликах присутствовала довольно слабо. Здесь был
прямоугольник, была абсида и предваряющая ее триумфальная арка, но не было
боковых нефов и не было ритма колонн, ведущего взгляд и даже тело вдоль ощутимой
физически и духовно оси.
План античной базилики
(здания суда) в Трире.
Начало IV в. Здесь
есть и вытянутый
план, и абсида, но во
внутреннем пространстве
только один неф
План античной базилики
в Босре, начало III в.
К торцовому фасаду
базилики подходила
колонная улица, но
внутрь не «входила»
План раннехристианской
базилики святого Петра
в Ватикане. С гравюры
XVI в.
Эту ось подчеркнули еще в IV веке,
в первых базиликах, введя ряды колонн,
обступающих средний неф и отделяющих боковые нефы, которых было или
два, или, в исключительных случаях,
четыре. Эти ряды колонн могли быть
связаны с колоннами в целлах языческих храмов античности, но там они столь
же слабо намечали ось, сколько продолговатость помещения в «судебных»
базиликах. Нужно было ввести тему
городской колонной улицы, столь характерной для Востока Римской империи,
чтобы получилась ось раннехристианской базилики: «уличная» тема высокого
среднего пространства и пониженных
боковых, вместе стремящихся куда-то
и размеченных колоннами, сочеталась
с темой прямоугольника, заканчивающегося и «останавливающегося»
абсидой с конхой – и новая базилика
была создана. «Подсказка» для создания
такого типа была: в Босре мы видим, что
к западному фасаду базилики «судебной»
подходила колонная улица – ее следовало только продлить внутрь здания,
чтобы получить базилику христианскую. В ней «прострел» римской колонной
улицы, ведущей в никуда и как будто
пропарывающей город, получил новое
звучание: теперь улица покрыта кровлей и ведет к святилищу, завершается
святилищем. Эта тема движения, не
свойственная древнегреческим и римским культовым зданиям, пришла столь
же из дворцового ритуала, сколь из нанизанных на ось дворов храма в Баальбеке,
вдохновленного восточными культами
(а христианство в данном случае – культ
тоже восточный), но оформлена была
архитектурными средствами. Тут взято
здание суда, там – улица города, они слиты воедино, и бесконечная ось делается
конечной, линия делается вектором,
причем вектором «обратным» (вектор
ведет не из абсиды в бесконечность через
западные врата, а из бесконечности
к востоку, к абсиде, к престолу Христа,
к точке прекращения движения).
Интерьер базилики святой
Сабины в Риме.
422–440 гг.
Реконструкция
устройства боковых нефов
базилики Сан-Джованни
ин Латерано в Риме,
начало IV в. С гравюры
XIX в. по рисунку XVII в.
Дальше можно ничего уже не
добавлять. Колонны могут быть разного ордера, нефов может быть три или
пять, трансепт может быть, а может
и отсутствовать. Колонны могут нести
плоский архитрав (как в большинстве
улиц римского Востока), но могут нести
и аркаду (как в колонной улице, построенной римлянами в Дамаске) – разница
только в меньшей или большей артикуляции ритма. Создана необыкновенная
и слитная система, в которой каждый
присутствующий чувствует себя движущейся частицей, но движение это не
хаотично, а соотносится с раз и навсегда
выбранной архитекторами и клириками
осью, ведущей к божественному престолу.
<<вернуться
вверх
|
|
|