приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Владимир Седов
Базилика
XV/XVI-MMV - 18.12.2005

Поперечный разрез с перспективой базилики Сан-Паоло. Гравюра XIX в.

Можно представить себе путь приятия этого типа «судебной» базилики языческого времени для нужд христианской религии: император Константин, строивший базилики вокруг Рима, его идеологи или иерархи христианской церкви (или все вместе) принимают идею имперской силы и власти Христа (отсюда иконографическая тема Христа Вседержителя с императорской иконографией и императорскими регалиями), а значит, тема базилики переходит от императора (ему остается дворец) к Христу (теперь он – базилевс), а в абсиде базилике теперь помещается не языческая статуя императора и не кресло судьи, а изображение Христа, судящего человечество. Тип юридического здания стал типом здания культового.

Разрез раннехристианской базилики святого Петра в Ватикане (вторая четверть IV века). С гравюры XVI в.

Но этим перенесением типа история создания раннехристианской базилики отнюдь не исчерпывается. Дело в том, что отмеченная нами ось, сообщающая базилике раннехристианской и христианской вообще столь сильную динамику, в языческих, «судебных» базиликах присутствовала довольно слабо. Здесь был прямоугольник, была абсида и предваряющая ее триумфальная арка, но не было боковых нефов и не было ритма колонн, ведущего взгляд и даже тело вдоль ощутимой физически и духовно оси.

План античной базилики (здания суда) в Трире. Начало IV в. Здесь есть и вытянутый план, и абсида, но во внутреннем пространстве только один неф

План античной базилики в Босре, начало III в. К торцовому фасаду базилики подходила колонная улица, но внутрь не «входила»

План раннехристианской базилики святого Петра в Ватикане. С гравюры XVI в.

Эту ось подчеркнули еще в IV веке, в первых базиликах, введя ряды колонн, обступающих средний неф и отделяющих боковые нефы, которых было или два, или, в исключительных случаях, четыре. Эти ряды колонн могли быть связаны с колоннами в целлах языческих храмов античности, но там они столь же слабо намечали ось, сколько продолговатость помещения в «судебных» базиликах. Нужно было ввести тему городской колонной улицы, столь характерной для Востока Римской империи, чтобы получилась ось раннехристианской базилики: «уличная» тема высокого среднего пространства и пониженных боковых, вместе стремящихся куда-то и размеченных колоннами, сочеталась с темой прямоугольника, заканчивающегося и «останавливающегося» абсидой с конхой – и новая базилика была создана. «Подсказка» для создания такого типа была: в Босре мы видим, что к западному фасаду базилики «судебной» подходила колонная улица – ее следовало только продлить внутрь здания, чтобы получить базилику христианскую. В ней «прострел» римской колонной улицы, ведущей в никуда и как будто пропарывающей город, получил новое звучание: теперь улица покрыта кровлей и ведет к святилищу, завершается святилищем. Эта тема движения, не свойственная древнегреческим и римским культовым зданиям, пришла столь же из дворцового ритуала, сколь из нанизанных на ось дворов храма в Баальбеке, вдохновленного восточными культами (а христианство в данном случае – культ тоже восточный), но оформлена была архитектурными средствами. Тут взято здание суда, там – улица города, они слиты воедино, и бесконечная ось делается конечной, линия делается вектором, причем вектором «обратным» (вектор ведет не из абсиды в бесконечность через западные врата, а из бесконечности к востоку, к абсиде, к престолу Христа, к точке прекращения движения).

Интерьер базилики святой Сабины в Риме. 422–440 гг.

Реконструкция устройства боковых нефов базилики Сан-Джованни ин Латерано в Риме, начало IV в. С гравюры XIX в. по рисунку XVII в.

Дальше можно ничего уже не добавлять. Колонны могут быть разного ордера, нефов может быть три или пять, трансепт может быть, а может и отсутствовать. Колонны могут нести плоский архитрав (как в большинстве улиц римского Востока), но могут нести и аркаду (как в колонной улице, построенной римлянами в Дамаске) – разница только в меньшей или большей артикуляции ритма. Создана необыкновенная и слитная система, в которой каждый присутствующий чувствует себя движущейся частицей, но движение это не хаотично, а соотносится с раз и навсегда выбранной архитекторами и клириками осью, ведущей к божественному престолу.

<<вернуться

вверх

 Ответ

   
 

18.12.2005 XV/XVI-MMV
Григорий Ревзин
Ось Хаоса

   

  Ответ / Ось

   

18.12.2005 XV/XVI-MMV
Максим Атаянц
Апамея и Пальмира

   

18.12.2005 XV/XVI-MMV
Владимир Седов
Базилика

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна