приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Максим Атаянц
Обзор
Римский Пантеон
XI-MMIV - 15.07.2004

 

Вверху: Пантеон среди существующей городской ткани, внизу: центр Марсова поля в поздней античности (фотография с макета)

Судьбу Пантеона определило то обстоятельство, что храм, закрытый для языческого культа в 399 году и переживший варварские нашествия в целости просто благодаря своим громадным размерам, был в 608 году передан императором Фокой папе Бонифацию IV и 13 мая 609 года освящен в качестве церкви.

На протяжении следующих тринадцати веков памятник пережил многое.

Его черепица из позолоченной бронзы была ободрана Константом II в 655 году, а корабли, на которых ее перевозили в Константинополь, разграблены сарацинскими пиратами у берегов Сицилии; в 1270 году маленькая колокольня была встроена в середину прямоугольного блока; папа Евгений IV в середине XV века расчистил территорию портика от лавок и хижин – причем были найдены и вскоре утеряны, теперь уже навсегда, остатки бронзовой квадриги, некогда венчавшей фронтон; в XVII веке папой Урбаном VIII были восстановлены упавшие когда-то угловые колонны с восточной стороны портика, а средневековую колоколенку Бернини заменил двумя, которые острые на язык горожане прозвали «ослиными ушами», тот же деятельный папа пустил на переплавку (не потрудившись даже обмерить) античные бронзовые стропила и потолки пронаоса; и наконец в 40-е годы XVIII века, во время реставрации интерьера, был варварски «исправлен» аттик – легкий круговой бег пилястр погребли под слоем штукатурки, нелепо разделанной филенками.

Пантеон и окружающая застройка в середине XIX в. Летарулли, план Рима 1839 г.

Этот список утрат перестает, однако, казаться столь горестным при взгляде на пустые глазницы Колизея, срезанные серпом времени колонны базилики Ульпия или пустырь на месте Септизодия.

Пантеон является самым сохранившимся античным сооружением столицы империи. Уцелел и скелет, и, так сказать, мягкие ткани – но, как безнадежно трудны попытки по мумии человека понять его личность, так безнадежно трудно, стоя под сенью грандиозного свода Храма всех богов, представить себе, что за смысл вкладывал Адриан в свое детище, что за ритуалы происходили в его стенах, и что же видел Юпитер, заглядывая сквозь дыру окулюса.

Интерьер Пантеона до переделки аттика – картина Паннини, 1730-е гг.

Остается только следить, как глаз оставленного языческими богами неба вновь и вновь, день за днем, год за годом, смотрит вниз, и отражение солнечного диска движется по заведенному маршруту – от карниза аттика вниз и вправо к эдикуле, от эдикулы к колонне ниши, от колонны на плиты пола и, вдоль порфировых кругов и квадратов, к входному порталу, вправо и вверх к пилястрам аттика, нижнему кессону и дальше вверх по изгибу свода – пока не исчезает внезапно, чтобы наутро начать свой путь сначала.

<<вернуться

вверх

 Ответ

   
 

15.07.2004 XI-MMIV
Григорий Ревзин
Про зрение

   

  Ответ / Глаз

   

15.07.2004 XI-MMIV
Максим Атаянц
Обзор
Римский Пантеон

   

15.07.2004 XI-MMIV
Владимир Седов
Дозор
Донжон

   

15.07.2004 XI-MMIV
Владимир Седов
Взор
Проект театра в Марселе

   

15.07.2004 XI-MMIV
Сергей Ходнев
Узор
Всевидящее Око

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна