|
|
Максим Атаянц
Обзор
Римский Пантеон
XI-MMIV - 15.07.2004
Вверху: Пантеон среди
существующей городской
ткани, внизу: центр
Марсова поля в поздней
античности (фотография
с макета)
Судьбу Пантеона определило то обстоятельство, что храм, закрытый
для языческого культа в 399 году и переживший варварские нашествия в целости
просто благодаря своим громадным размерам, был в 608 году передан императором
Фокой папе Бонифацию IV и 13 мая
609 года освящен в качестве церкви.
На протяжении следующих тринадцати веков памятник пережил многое.
Его черепица из позолоченной
бронзы была ободрана Константом II в 655
году, а корабли, на которых ее перевозили
в Константинополь, разграблены сарацинскими пиратами у берегов Сицилии;
в 1270 году маленькая колокольня была
встроена в середину прямоугольного
блока; папа Евгений IV в середине XV века
расчистил территорию портика от лавок
и хижин – причем были найдены и вскоре
утеряны, теперь уже навсегда, остатки
бронзовой квадриги, некогда венчавшей
фронтон; в XVII веке папой Урбаном VIII
были восстановлены упавшие когда-то
угловые колонны с восточной стороны
портика, а средневековую колоколенку
Бернини заменил двумя, которые острые
на язык горожане прозвали «ослиными
ушами», тот же деятельный папа пустил
на переплавку (не потрудившись даже
обмерить) античные бронзовые стропила
и потолки пронаоса; и наконец в 40-е годы
XVIII века, во время реставрации
интерьера, был варварски «исправлен»
аттик – легкий круговой бег пилястр
погребли под слоем штукатурки, нелепо
разделанной филенками.
Пантеон и окружающая
застройка в середине XIX в.
Летарулли, план Рима
1839 г.
Этот список утрат перестает, однако,
казаться столь горестным при взгляде
на пустые глазницы Колизея, срезанные
серпом времени колонны базилики
Ульпия или пустырь на месте Септизодия.
Пантеон является самым сохранившимся античным сооружением столицы
империи. Уцелел и скелет, и, так сказать,
мягкие ткани – но, как безнадежно трудны попытки по мумии человека понять его
личность, так безнадежно трудно, стоя
под сенью грандиозного свода Храма всех
богов, представить себе, что за смысл
вкладывал Адриан в свое детище, что
за ритуалы происходили в его стенах,
и что же видел Юпитер, заглядывая сквозь
дыру окулюса.
Интерьер Пантеона
до переделки аттика –
картина Паннини,
1730-е гг.
Остается только следить, как глаз оставленного языческими богами неба вновь
и вновь, день за днем, год за годом, смотрит
вниз, и отражение солнечного диска
движется по заведенному маршруту –
от карниза аттика вниз и вправо к эдикуле,
от эдикулы к колонне ниши, от колонны
на плиты пола и, вдоль порфировых
кругов и квадратов, к входному порталу,
вправо и вверх к пилястрам аттика,
нижнему кессону и дальше вверх по
изгибу свода – пока не исчезает внезапно,
чтобы наутро начать свой путь сначала.
<<вернуться
вверх
|
|
|