|
|
Максим Атаянц
Обзор
Римский Пантеон
XI-MMIV - 15.07.2004
Вид купола при взгляде
вверх из центра ротонды.
В правом нижнем углу –
восстановленный
фрагмент аттика
Пропорции интерьера просты и совершенны. Высота, ширина свода и диаметр
цилиндрической части совпадают и равны
сорока трем с половиной метрам. Девятиметровое круглое отверстие в центре купола является единственным источником
света, которого, однако, оказывается
вполне достаточно, чтобы различить пластику бетонной поверхности свода, четкую
артикуляцию стен и богатую полихромию
мраморного пола.
Сто сорок кессонов ступенчатого
сечения, расположенные пятью концентрическими кругами по двадцать восемь
в каждом, подчеркивают сферическую
кривизну купола, структурируют его
и облегчают конструктивно, вырезая излишки бетонной массы. Тот же принцип
последовательно применяется в нижележащих частях. Вся толща круговой стены
пронизана невидимыми снаружи
пустотами, которые расположены между
открытыми в интерьер семью нишами,
полукруглыми в плане по основным осям
и прямоугольными по диагональным.
Место восьмой ниши занято входным
проемом.
Портик и прямоугольный
блок, реконструкция
первоначального проекта
и осуществленный вариант
– компьютерная модель,
планы и фасады
Каннелированные коринфские колонны и пилястры, чередуясь в соответствии
с расположением ниш, поддерживают
антаблемент, который прерывается лишь
в зоне входа и противолежащей апсиды.
Верхняя часть цилиндра представляет
собой аттик, плоские, выступающие
из стены всего на два сантиметра пилястры
которого образуют свой собственный ритм
– их шаг не совпадает ни с осями вдвое
больших колонн нижнего яруса,
ни с разбивкой ребер и кессонов купола.
Гладкие участки стены между нишами
заняты восемью эдикулами, колонны
которых в точности равны по высоте
пилястрам аттика, а фронтоны через один
меняются с лучковых на треугольные.
С внешней стороны цилиндрическая
стена имеет и третий ярус, который,
будучи по высоте примерно равен второму,
массивным кольцом охватывает нижнюю
часть купола, погашая боковой распор.
Судя по всему, кирпичная поверхность
ротонды и прямоугольного блока никогда
не была облицована, и ее оживляет лишь
рисунок разгрузочных арок, вентиляционные окошки внутренних пазух и три
карниза, из которых верхний отмечает
свес крыши, а два других приблизительно
соответствуют членениям интерьера.
Некая странность в соединении портика
и ротонды (нижний круговой карниз
втыкается в пилястру прямоугольного
блока совершенно случайным образом,
а средний образует над крышей портика
подобие второго фронтона) традиционно
объяснялась разновременностью строительства. Когда же было окончательно
доказано, что Пантеон возводился сразу
весь, в ход пошли самые разные предположения, вплоть до ссылок на дилетантизм
Адриана, объявленного по такому случаю
единоличным автором проекта.
Вопрос разрешился только в 2000
году, когда было доказано, что первоначальный замысел предполагал использование более крупных монолитных стволов
для колонн портика, что давало другие
пропорции и четкую взаимосвязь всех
частей, а изменения были внесены уже
в ходе строительства по не вполне ясным
причинам, скорее всего технико-экономического свойства.
<<вернуться
далее>>
вверх
|
|
|