приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Максим Атаянц
Обзор
Римский Пантеон
XI-MMIV - 15.07.2004

 

Вид купола при взгляде вверх из центра ротонды. В правом нижнем углу – восстановленный фрагмент аттика

Пропорции интерьера просты и совершенны. Высота, ширина свода и диаметр цилиндрической части совпадают и равны сорока трем с половиной метрам. Девятиметровое круглое отверстие в центре купола является единственным источником света, которого, однако, оказывается вполне достаточно, чтобы различить пластику бетонной поверхности свода, четкую артикуляцию стен и богатую полихромию мраморного пола.

Сто сорок кессонов ступенчатого сечения, расположенные пятью концентрическими кругами по двадцать восемь в каждом, подчеркивают сферическую кривизну купола, структурируют его и облегчают конструктивно, вырезая излишки бетонной массы. Тот же принцип последовательно применяется в нижележащих частях. Вся толща круговой стены пронизана невидимыми снаружи пустотами, которые расположены между открытыми в интерьер семью нишами, полукруглыми в плане по основным осям и прямоугольными по диагональным. Место восьмой ниши занято входным проемом.

Портик и прямоугольный блок, реконструкция первоначального проекта и осуществленный вариант – компьютерная модель, планы и фасады

Каннелированные коринфские колонны и пилястры, чередуясь в соответствии с расположением ниш, поддерживают антаблемент, который прерывается лишь в зоне входа и противолежащей апсиды. Верхняя часть цилиндра представляет собой аттик, плоские, выступающие из стены всего на два сантиметра пилястры которого образуют свой собственный ритм – их шаг не совпадает ни с осями вдвое больших колонн нижнего яруса, ни с разбивкой ребер и кессонов купола. Гладкие участки стены между нишами заняты восемью эдикулами, колонны которых в точности равны по высоте пилястрам аттика, а фронтоны через один меняются с лучковых на треугольные.

С внешней стороны цилиндрическая стена имеет и третий ярус, который, будучи по высоте примерно равен второму, массивным кольцом охватывает нижнюю часть купола, погашая боковой распор. Судя по всему, кирпичная поверхность ротонды и прямоугольного блока никогда не была облицована, и ее оживляет лишь рисунок разгрузочных арок, вентиляционные окошки внутренних пазух и три карниза, из которых верхний отмечает свес крыши, а два других приблизительно соответствуют членениям интерьера. Некая странность в соединении портика и ротонды (нижний круговой карниз втыкается в пилястру прямоугольного блока совершенно случайным образом, а средний образует над крышей портика подобие второго фронтона) традиционно объяснялась разновременностью строительства. Когда же было окончательно доказано, что Пантеон возводился сразу весь, в ход пошли самые разные предположения, вплоть до ссылок на дилетантизм Адриана, объявленного по такому случаю единоличным автором проекта.

Вопрос разрешился только в 2000 году, когда было доказано, что первоначальный замысел предполагал использование более крупных монолитных стволов для колонн портика, что давало другие пропорции и четкую взаимосвязь всех частей, а изменения были внесены уже в ходе строительства по не вполне ясным причинам, скорее всего технико-экономического свойства.

<<вернуться      далее>>

вверх

 Ответ

   
 

15.07.2004 XI-MMIV
Григорий Ревзин
Про зрение

   

  Ответ / Глаз

   

15.07.2004 XI-MMIV
Максим Атаянц
Обзор
Римский Пантеон

   

15.07.2004 XI-MMIV
Владимир Седов
Дозор
Донжон

   

15.07.2004 XI-MMIV
Владимир Седов
Взор
Проект театра в Марселе

   

15.07.2004 XI-MMIV
Сергей Ходнев
Узор
Всевидящее Око

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна