приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Владимир Седов
Дозор
Донжон
XI-MMIV - 15.07.2004

Замок Стречнянский Град в Словакии. XIV в. Примерно в середине – высокий квадратный в плане донжон

Вы идете по болотистой равнине и видите, как над ней поднимается холм, увенчанный башней. Вокруг этой башни на холме еще что-то стоит, какие-то башни и башенки, корпуса, стены, но эта башня определенно главная, она самая высокая, самая мощная, самая величественная. И вот отчего-то появляется чувство, что за вами кто-то наблюдает. Кто-то неотступно следит за продвижением путника, за стадами на лугах, за дальним домиком, за еле видной башней другого замка. Этот взгляд может быть мнимый, весьма вероятно, что никто в данный момент на вас не смотрит, но само ощущение возникает из-за того, что узкие (или даже широкие) проемы главной башни направлены во все стороны, что с прикрытой зубцами верхней площадки можно увидеть мир (и вас) с высоты птичьего полета.

То, что сейчас было описано, конечно, отдает романтикой и романтизмом. Но получающийся образ и складывающееся ощущение, хотя и связаны с именами Кафки, Вальтера Скотта и Толкиена, все же основаны на каком-то более прочном фундаменте. Здесь сказываются не только литературные и киношные образы следящей башни (ока на или в следящей башне), но и вполне реальные ощущения человека, на которого направлены амбразуры не окон, а бойниц, приспособленных для стрельбы и рассматривания. В башнях замков давно уже никого нет (ну, может быть, билетеры на нижних ярусах), но вы все равно ощущаете себя рассматриваемым и, к тому же, под прицелом. А романтизм и мистика в восприятии замка и его главной башни – это только дополнение, связанное с особенностями открытия Средневековья в культуре Нового времени.

Реконструкция общего вида и план древнерусского города-замка в Каменце-Литовском. XIII век – время донжонов

Можно, конечно, все объяснить рационально. Мы очень чувствительны к проемам в стенах вообще и умеем в них различать уютные жилые окна, парадные витрины и несущие смерть бойницы. Попробуйте встать у боевой щели броневика или танка на выставке боевой техники – чувство тревоги вполне ощутимое. Можно для эксперимента походить под навесными бойницами стен и башен какого-нибудь подмосковного монастыря или пособирать грибы в редком лесочке под пристальным присмотром амбразуры забытого дота времен Великой Отечественной войны. Возникающее чувство связано с военным, смертоносным назначением проемов.

Кроме того, нам не нравится взгляд на нас сверху. Это презрительное или даже только покровительственное оглядывание кого угодно выведет из себя. Для проверки этого положения можно вообразить себя на тюремном дворе под присмотром вышки с часовым или просто вспомнить целый ряд неприятных образов из кинематографа: снайпер на крыше, наблюдатель на вершине нефтеналивных баков, глаз Саурона на башне в стране Мордор. В этот ряд вполне вписывается главная башня средневекового замка, донжон, предназначенная для наблюдения и снабженная к тому же большим количеством бойниц, из которых можно было (мы это чувствуем) обстреливать окрестности из примитивных луков или более «прогрессивных» арбалетов.

Донжон появился в архитектуре сравнительно поздно, не ранее X века. До этого в Европе феодальные укрепления были деревянными. В X–XI веках был изобретен и развит первоначальный, первый тип донжона: это была прямоугольная в плане башня, приспособленная к обороне, но включавшая в себя резиденцию феодала – на разных этажах (от 2 до 4) размещались помещения для челяди, кухня, парадный зал, капелла и жилые покои сеньора. Наверху была боевая и дозорная площадка с зубцами. Такое сооружение и получило название донжон, происходящее от латинского dominio (властвовать, господствовать, доминировать). Это было место проживания властелина, место власти, подкрепленное архитектурой и стратегическим местоположением.

далее>>

вверх

 Ответ

   
 

15.07.2004 XI-MMIV
Григорий Ревзин
Про зрение

   

  Ответ / Глаз

   

15.07.2004 XI-MMIV
Максим Атаянц
Обзор
Римский Пантеон

   

15.07.2004 XI-MMIV
Владимир Седов
Дозор
Донжон

   

15.07.2004 XI-MMIV
Владимир Седов
Взор
Проект театра в Марселе

   

15.07.2004 XI-MMIV
Сергей Ходнев
Узор
Всевидящее Око

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна