|
|
Ответ: Оксана Рудченко
Память кары. Недостроенный неф собора в Сиене
VI-MMIII - 31.03.2003

Виды старого собора в Сиене
«И мрачный год, в который пало столько / Отважных, добрых и прекрасных жертв, /
Едва оставил память о себе / В какой-нибудь простой пастушьей песне...» –
именно так и бывало чаще всего, а если чему и ставили памятник, то факту
избавления от кары, а не ее последствиям.
В Сиене все произошло само собой, не понадобилось специально прибегать
к увековечивающим свойствам архитектуры, она сама их проявила.
Но помимо непостижимого наказания или исторического свидетельства
о трагическом событии, какой еще во всем этом можно прочесть смысл?
Еще несколько поучительных выводов.
Фрагменты недостроенного собора. Даже то, что удалось
построить и что сохранилось до нашего времени, является
свидетельством дерзновенности планов заказчиков и строителей
этого здания. Поражают и размеры храма, и драгоценная отделка
фасада
Во-первых, кое-что из области природы искусства. Средневековый собор
строил весь город, не только финансово, но и физически, и здесь как нигде
проявилось, насколько здание и люди – одно целое. Это памятник не случайным
смертям, вызванным разрушением здания (число их тоже случайно), а человеческой
деятельности как единственному созидающему импульсу и главному
смыслу существования архитектуры.
И еще один момент, из области эволюции формы. То, в каком виде
случилось сохраниться этому недостроенному собору, возвращает его к самому
истоку типологии базилики. Ведь готический собор, через романский,
восходит к раннехристианской базилике, та в свою очередь – к античной
stoa. Поразительно, что все эти слои продолжают жить в любом объекте –
это означает, что каждый из них функционально обоснован. Вот в XIV веке
недостроили церковь – и пожалуйста, перед вами stoa, открытое городское
пространство, обрамленное колоннадой, о существовании которой готические
зодчие и не подозревали. На протяжении тысячелетий классика верна и равна самой
себе, и тем ближе к вечности этот уникальный мемориал.
<<вернуться
вверх
|
 |
|