|
|
Ответ: Оксана Рудченко
Память кары. Недостроенный неф собора в Сиене
VI-MMIII - 31.03.2003
Эти руины в старом городе Сиены, приспособленные
под автостоянку, появились не в результате
разрушительных войн и наводнений. Это брошенный новый собор,
который должен был сменить существующий и поныне старый храм.
Сооружение этого гиганта оборвала Великая Чума
середины XIV века, и недостроенный собор остался как память
об этом бедствии
В Сиене испытываешь два уникальных пространственных переживания,
возникающих благодаря не столько усилиям архитектуры, сколько эффекту
ее исчезновения. В обоих случаях это городские площади. Одна – центральная,
площадь Кампо, хранящая память об античном амфитеатре (см. «Проект
Классика» №1). Вторая градостроительная фигура отсутствия – площадь рядом
с главным собором.
На снимке с воздуха виден объем старого собора и
остов недостроенного нового храма. Оси двух
построек перпендикулярны
Возле сиенского Дуомо, как возле каждого городского средневекового
собора, есть площадь, широкая ровно настолько, чтобы был виден фасад. Чтобы
попасть в баптистерий, нужно пересечь еще одно пространство, вытянутое как-то
вбок от собора, частично ограниченное постройками. Сначала оно тоже кажется
сравнительно небольшим, с завышенными пропорциями, и смысл его не ясен, пока
тебя не ошарашивает – это интерьер, и ты внутри остатков какого-то грандиозного
здания. Тогда восприятие моментально меняется, и припаркованные машины
задают совершенно иной масштаб. Под ногами обнаруживается план в
натуральную величину, отметки стен и столбов, замыкающая стена оказывается
фасадом. Впечатление прямо римское.
План собора в Сиене. Справа видны очертания
задуманной постройки и травеи ее бокового нефа
Что недалеко от действительности, так как в XIV веке у сиенцев возник
дерзкий замысел, по размаху достойный проектов римских пап эпохи Возрождения
– возвести у себя самый большой собор христианского мира. Не то чтобы старый
собор был мал – Дуомо вообще-то огромный – просто амбиций у богатеющего
на банковских операциях города было еще больше. В общем, так происходило
повсюду, если старый собор начинал казаться слишком скромным, его
заменяли новым или строили другой на новом месте.
Общий вид старого собора Сиены в застройке старого
города
Здесь же новый объем решили пристроить вплотную к старому, так,
чтобы громада существующего собора стала для строящегося лишь трансептом.
Сыграли на повышение, и размера и масштаба, – не просто сделать больше того,
что было, но наглядно провести сравнение – то, что всем казалось большим, на самом
деле мелочь по сравнению с тем, что будет.
Датой постройки сиенского собора (Santa Maria
dell’Assunta) считается 1136 год. С начала XIII в., когда звезда города-республики стала
восходить, собор принялись расширять и украшать, в чем принимали участие Никола
и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио. В 1313–1316 годах были увеличены трансепт,
абсида и построена существующая колокольня. Однако процесс реконструкции
постепенно застопорился, и в 1322 году комиссия во главе с Лоренцо Маитани
(руководителем строительства собора в Орвьето) вынесла заключение, что лучше
построить новую базилику, «полную величия и великолепия».
23 августа 1339 года Большой городской совет провозгласил начало строительства нового
храма, и начались работы по возведению трех гигантских нефов (средний – 50 м в длину
и 30 м в ширину) и нового торцевого фасада, прозванного Facciatone, то есть «фасадище».
По сравнению с тяжеловесным великолепием интерьера старой базилики, еще отчасти
романской по чувству формы, новая должна была стать ярким и чистым образцом
итальянской готики – светлой, просторной, мраморной – на исходе эпохи стиль достиг бы
здесь апофеоза.
Амбициозно, честолюбиво – но ведь все во славу Господа и для повышения престижа
родного города в напряженной обстановке соперничества с воинственными соседями.
Однако, конец этой благочестивой гигантомании, характерной для Средних
веков, пришел скоро и с неожиданной стороны – не из-за войны, не из-за
отсутствия денег, вообще ни по одной из человеческих причин. Вмешалась чума.
далее>>
вверх
|
 |
|