|
|
Ответ: Сергей Ходнев
Память Бога. Стена Плача
VI-MMIII - 31.03.2003
План и разрез центральной части комплекса Ирода (святилище, двор священников, двор Израиля, двор женщин)
Эта длинная история, тянувшаяся добрую тысячу лет (точнее, ИЗО), довольно парадоксальна: ее содержание -сплошной оптимизм. Был Храм - разрушили - восстановили - опять разрушили -опять восстановили. Народ и государство, если у них все в порядке, совершенно не мыслят себя без Храма на привычном месте, это национальный, культурный и религиозный центр. К началу новой эры, когда государство было уже полузависимым, эта его роль ощущается даже еще значительнее. Но вот случилась кровавая баня Иудейской войны, Храм сожжен, Тит увез в Рим его сокровища. Да, катастрофа, но разве такого не было? Память подсказывает, что было, она же заставляет предположить, что все будет хорошо, что придет кто-то еще, кто все сделает заново, и, возможно, еще лучше, чем Ирод.
Схематический план первого, соломонова Храма. Прямоугольник святилища, разделенного завесой, окружен по периметру подсобными помещениями
И тем не менее: шли десятилетия и столетия, а надежд восстановить Храм все меньше. Пропала даже иллюзорная видимость государственности, Иерусалим забросили, потом многократно и на разные лады переделывали Храмовую гору. Появилось христианство, которого в Иерусалиме интересовала совсем другая память и совсем иные памятники, и постепенно стало ясно, что время Храма попросту кончилось. Надо жить без него, переделывая весь строй религии, некогда в существе своем сконцентрированной вокруг храмовых священнодействий.
Курьезная реконструкция главного фасада святилища - причудливый плод фантазии немецкого ученого Шика (1896)
И что интересно, ведь никто не попытался как-то восстановить Храм ни в каком виде. Вот раньше, во время нашествия Антиоха Эпифана, все было иначе. Первосвященник Хоний-Менелай бежал тогда в дружественно настроенный эллинистический Египет и там, в Гелиопольской области, основал колонию, Где была, помимо прочего, полноценная Шика Храма, в котором все время до дарения Селевкидов из Иерусалима не прекращались регулярные жертвоприношения. Казалось бы, что шало евреям через какое-то время после Иова разорения договориться с римлянами или восточными соседями построить новое святилище? Конечно,
объективная политическая обстановка в самой Палестине этому не способствовала, особенно во II-IV веках, когда Иерусалим был не Иерусалим, а римский провинциальный город Элия Капитолина.
Ядро храмового комплекса, согласно общепринятой реконструкции де Вогюэ (1864), дополненной более поздними исследованиями
Но создается впечатление, что иудеям с самого начала, помимо политических трудностей, казалось, будто на сей раз катастрофа Храма такова, что ее можно увековечить только зиянием на священном месте. Хотя поначалу было не до зияния: во II веке, после подавления восстания Бар-Кохбы, император Адриан на месте руин построил храм Юпитера Капитолийского. Только при Константине Великом этот храм снесли, оставив гигантский пустырь. Возможно, это обстоятельство вызвало у евреев надежду, но в тотально переделанном христианском Иерусалиме их инициативам места не было. Хотя во времена Юлина Отступника они умело сыграли на нелюбви императора к христианству и тактично обратились к нему с просьбой разрешить им воссоздание Храма (помедли они - и, глядишь, сам Юлиан стал бы восстанавливать адрианов храм Юпитера), и даже начали строительные работы, но по таинственным причинам у них ничего не получилось.
<<вернуться
далее>>
вверх
|
 |
|