|
|
Школа
Владимир Седов
Неоренессанс и необарокко в Москве
XIV-MMV - 31.08.2005
В этот период складывается новый круг источников
неоренессансной архитектуры.
Этот круг включает в себя
архитектуру Рима после Браманте (начиная с Рафаэля),
причем особую роль играют
формы римского и флорентинского маньеризма (Джулио
Романо, Вазари, Виньола,
Амманнати, Цуккари).
В арсенале неоренессанса археологического периода нет форм
Высокого Возрождения, как
нет и мотивов Палладио или
форм французского ренессанса.
Кажется, что единственным
источником был тот период,
который в нашем сегодняшнем представлении меркнет по
сравнению с флорентинским Кватроченто или Высоким
Ренессансом начала XVI века
в Риме. Но этот период в первой половине – середине XIX в.
действительно предпочитали
другим: и знатоки и ценители живописи (Стендаль,
например) больше обращали
внимание на полотна Доменикино, Аннибале Караччи
и Кореджио, а не на живопись Филиппино Липпи,
Пинтуриккио или Леонардо.
Вкус к римской и прежде
всего болонской живописи
середины – второй половины XVI в. находит себе
в архитектуре полную аналогию: архитекторы увлечены
современниками Караччи
и Доменикино, они изучают
и выучивают маньеристические наличники и пилястры,
порталы и карнизы, они из них
«собирают» свою архитектуру.

М.Н. Чичагов
Особняк Морозова
Подсосенский пер., 21
1879

А.Е. Вебер
Магазин Г.Г. Елисеева
Тверская, 14
1874–1875

К.И. Андреев
Особняк в
Староконюшенном
переулке, 2
1881
К этому маньеристскому направлению
принадлежит подавляющее
большинство московских
особняков археологического
периода (А.С. Каминский.
Особняк С.П. Потемкина
(И.А. Морозова). Пречистенка,
21. 1871–1872; А.С. Каминский. Особняк В.Д. Коншина.
Пречистенка, 20. 1873;
А.Е. Вебер. Особняк на
Чистопрудном б-ре, 8. 1876;
А.О. Вивьен. Особняк.
Никитский б-р, 8а. 1877;
М.Н. Чичагов. Особняк Морозова. 1879. Подсосенский пер.,
21; Д.Н. Чичагов. Особняк
Н.А. Алексеева (городского
головы). Леонтьевский пер,
9. 1886; Д.Н. Чичагов. Особняк С. А. Капцова. Воронцово
поле, 12. 1888). В этом же
стиле, но с необычайным,
петербургским размахом был
выполнен А.И. Резановым
пассаж Джамгарова на Кузнецком мосту, 12 (1877), к тому
же направлению относится
и пышная отделка фасадов
более раннего дворца на Маросейке, 17 (Г.А. Кайзер. 1886).

А.С. Каминский
Особняк С.М. Третьякова
на Гоголевском бульваре, 6
1871−1875

Д.Н. Чичагов
Особняк
Е.И. Васильчиковой
(Н.Ф. фон Мекк)
Гоголевский б-р, 14
1875

Н.А. Шохин
Приют. Борисоглебский пер., 9
1882
Значительно меньше
зданий, в которых появляются
отдельные формы французской
архитектуры XVI–XVII вв.,
рококо или раннего классицизма. Эти формы соседствуют
с ренессансными деталями,
так что не получается стилизации в этих стилях, а возникает
неоренессанс с особым оттенком (А.Е. Вебер. Магазин
Г. Г. Елисеева. Тверская,
14. 1874–1875; Н.Н. Васильев. Особняк. Б. Никитская,
21. 1875; А.С. Каминский.
Особняк Шаховских-Глебовых-Стрешневых. Б. Никитская,
19. 1884; М.Н. Чичагов.
Особняк Е.М. Алексеевой.
Пречистенский б-р, 16. 1884;
Н.Н. Васильев. Особняк
в Н.Н. Дружинина. Старомонетный пер., 35. 1887).
Отдельным направлением
неоренессанса третьей четверти
XIX в. было увлечение флорентинским ренессансом, но не
в чисто ренессансной редакции, а в том характерном для
Флоренции позднесредневековом варианте, в котором нет
поэтажного ордера (он только
намечен карнизами), а фасад
покрыт рустом, который над
арочными окнами образует
подчеркнутые архивольты.
Этот тип, присутствующий
и в палаццо Питти, и в палаццо
Строцци, восходит к средневековым постройкам (Палаццо
Веккио), а потому его воспроизведение в период эклектики
можно считать как примером
неоренессанса, так и примером специфической неоготики.
В Москве к этому направлению
(представленному в Петербурге работами 1840–1850-х гг.
Р.А. Желязевича и Г.А. Боссе
и великолепным дворцом
вел. кн. Владимира Александровича, спроектированным
А.И. Резановым в 1867–1872)
относятся как особняки
(И. С. Каминский. Особняк
Ценкера. Рождественский б-р, 16. 1864; А.С. Каминский.
Особняк С.М. Третьякова
на Пречистенском б-ре, 6.
1871−1875; А.С. Каминский.
«Дом А.В. Суворова (Н.И. Баанова). Б. Никитская, 40. 1873;
А.А. Никифоров. Особняк.
Трубниковский пер., 21. 1876;
А.С. Каминский. Особняк
Сорокоумовской. Леонтьевский пер., 10. 1886–1894),
так и здание приюта, больше
напоминающее доходный дом
(Н.А. Шохин. Борисоглебский
пер., 9. 1882).
<<вернуться
далее>>
|
 |
Школа
|
| | |
 | |
|
| | |
Школа - вещь
|
| | |
 | |
|
| | |
Школа - объект
|
| | |
 | |
|
| | |
|