приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов
Маньеризм первых Романовых
IV-MMII - 25.09.2002

Теремной дворец в Московском Кремле. 1635–1636. Литография сер. XIX в. ГНИМА

Русские архитекторы эпохи эклектики, с упоением и тщательностью копировавшие формы русских храмов середины XVII века, считали эти формы и весь стиль «узорочья» наиболее ярким выражением русского духа. Каково же было бы их изумление, если бы они смогли увидеть в ширинках и колонках Исторического музея, с беспримерной археологической сухостью воспроизводящих те же детали из каких-нибудь боярских палат или церкви в Останкине, не столько народную тягу к обильной и разнообразной декорации плоскости, сколько чуждое влияние архитектуры немецкого маньеризма.

Слева. Спасская (Фроловская) башня Московского Кремля. 1624–1625. Здесь формы поздней готики впервые совместились с маньеризмом. 
Справа. «Немчин Христофор». Печатный двор на Никольcкой улице в Москве. 1644–1645. Фото с литографии. ГНИМА. Шатер явно восходит к Спасской башне.

После Смутного времени русская архитектура опоминалась медленно и имела в качестве образца, кажется, только зодчество конца XVI века, эпохи царей Федора Иоанновича и Бориса Годунова. Зодчие и заказчики как будто наводили мостик через годы Смуты: от 1613 к 1605 году и ранее. И потому при царе Михаиле Федоровиче Романове (1613–1645) и типы храмов, и их декор повторяли сложившиеся еще в предшествующем веке схемы. Только одну своеобразную тенденцию можно отметить в первое десятилетие после Смуты: стремление к умножению и дроблению изначально цельного и строгого итальянизирующего декора «годуновского» стиля.

Теремной дворец в Московском Кремле. Верхняя площадка. Рядом с маньеризмом все же есть и поздняя готика – в шатре

Но само Смутное время с его разорением и унижением государства вызывало не только стремление к изоляции и восстановлению всего обихода православного царства, но и понимание того, что без технических, военных, культурных и даже этикетных новшеств Запада существование страны не столько невозможно, сколько ущербно. Источником этих новшеств не могла быть соседняя Польша, столь близкая и опасная именно после Смуты. А потому Польша и стоящий за ней католический мир (за исключением Австрии и союзных ей земель Германии) и его архитектура на Московское царство влияния в первой половине века не оказывали. Привычнее были обеспеченные торговым обменом связи с протестантским миром Северной Европы: с Голландией, Англией, Германией и даже враждебной соседкой Швецией.

далее>>

вверх

 Архив

   

25.09.2002 IV-MMII
Владимир Седов
Маньеризм первых Романовых

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна