приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

Дешёвые стальные входные двери с бесплатным замером

 

 

Школа

Владимир Седов
Неоренессанс и необарокко в Москве
 
XIV-MMV - 31.08.2005

Н.И. Чичагов 
Казармы в Кремле, перестроенные из старого здания Оружейной палаты. 1852 (не сохр.) 
Фото 1880-х гг. из Музея архитектуры

Эклектика проникла в Москву еще в 1830-е годы, причем сразу в виде проектов и зданий в русско-византийском, неоренессансном и неоготическом стилях. Но эклектические формы еще долгое время не могли полностью заглушить формы позднего классицизма, которые в Москве оказались необычайно живучими. Однако поток эклектических форм со временем все усиливался, так что к концу царствования Николая I (1825–1855) московская архитектура уже была преимущественно эклектической. Если эклектика не была единым стилем, то стили внутри эклектики (неостили – по немецкой терминологии) были достаточно обособленными и законченными явлениями. Они, как всякие явления в развитии, имели свое начало, расцвет и упадок, но в определенные и достаточно длительные периоды их вполне можно рассматривать как явления неизменные. Можно прослеживать историю русского стиля, историю неоготики, историю стиля неогрек, а можно обратиться к истории неоренессансного стиля в Москве.

А.К. Кавос 
Большой театр (перестройка) 
1855–1856

А.В. Булгарин 
Особняк Чертковых Мясницкая, 7 
1859−1863

В Москве стиль неоренессанс можно разделить на три периода, которые связываются с царствованиями Николая I, Александра II (1855–1881) и Александра III (1881–1894), но не совпадают с ними, продолжаясь в последующем царствовании и начинаясь, соответственно, не с самого восшествия на престол очередного монарха. Из-за этого мы предлагаем делить неоренессанс не по царствованиям, а по методу, определявшему способ компоновки заимствованных форм. Можно говорить об ученическом (или романтическом) периоде, в основном совпадающем с царствованием Николая I и заходящем в 1860-е гг., об археологическом, ученом периоде (1870–1880-е гг.) и, наконец, о синтетическом (или артистическом) периоде, продолжавшемся около 15 лет – с конца 1880-х гг. по начало XX века.

Н.И. Козловский 
Жилой дом. Воздвиженка, 18 
1850-е гг.

Н.И. Козловский 
Дом Секретарева Пречистенский б-р, 5/2 
1852

В первый, ученический период только Н.И. Козловский (1791–1878) и М. Д. Быковский (1801–1885) представляли местную школу, тогда как другие московские архитекторы или продолжали позднеклассическую линию или просто были заслонены командированными сюда петербуржцами (К.А. Тон, Н.Л. Бенуа, А.К. Кавос, И.Д. Черник), приносившими в уже чуть провинциальную вторую столицу формы большого и по-настоящему столичного стиля. Начало было положено все же москвичом Быковским, который спроектировал и построил купеческую биржу на Ильинке (1835–1839, впоследствии перестроена А.С. Каминским), здание еще не совсем неоренессансное (здесь преобладают формы позднего классицизма). Затем К.А. Тон, приближенный к императору петербуржец, выстроил Петербургский вокзал Николаевской железной дороги на Каланчевской площади (1844–1851), а рядом с ним – Таможню (1844–1852). Если Таможня еще достаточно скромна и классицистична, то вокзал представляет собой опыт работы с образом монументального дворца или ратуши в итальянском городе, но этот образ передан с фантастической симметрией и регулярностью фасадов и дополнен очень условными деталями, долженствовавшими только «напомнить» о ренессансе, а не цитировать его напрямую. Примерно в том же ключе решен построенный Козловским дом Секретарева на Пречистенском бульваре (1852) – пример романтического, свободного и даже нарочитого творчества на ренессансные темы.

Черник И.Д. 
Кокоревское подворье Софийская наб., 34 
1860-е гг.

А.С. Никитин 
Теплые ряды на Ильинке, 3 
1864–1870

В постройках Москвы пятидесятых–шестидесятых годов господствует условный и весьма ограниченный набор ренессансных форм, которые позволяют декорировать «в стиле» здания разных размеров и разного назначения: и Станцию почтовых карет при Почтамте (1855–1858, вероятнее всего, авторами были А.К. Кузнецов и А.К. Кавос, достраивавшие в это время московский Почтамт; А.К. Кавос в 1843–1845 гг. построил в Петербурге на Мойке Отделение почтовых карет), и Теплые ряды на Ильинке (А.С. Никитин. 1864–1870), и Кокоревское подворье (гостиницу) на Софийской набережной (И.Д. Черник. 1860-е гг.). Тот же условный характер имеет и декорация Большого театра, которую он получил в результате больших работ после пожара, проведенных по проекту А.К. Кавоса (1855–1856). В набор форм входит поэтажный пилястровый ордер, квадровый руст с неглубокими швами, узкие, но сложно профилированные карнизы, а также почти неизменные «брамантовы окна» – арочные оконные проемы, заключенные в прямоугольную раму наличника.

далее>>

вверх

 Школа

   

31.08.2005 XIV-MMV
Владимир Седов
Неоренессанс и необарокко в Москве

   

 Школа - вещь

   

31.08.2005 XIV-MMV
Л.И. Иванова-Веэн
Дипломный макет Михаила Бархина

   

 Школа - объект

   

31.08.2005 XIV-MMV
Наталья Мерзлютина
Надвратный храм Преображения Новодевичьего монастыря

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна