приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Александр Рябский
Мауро Кодусси. Венецианский архитектор раннего Ренессанса
XXIX-MMIX - 16.12.2009

Церковь Сан-Микеле ин Изола. Общий вид. 1469-1478/79

Рядом с Венецией, чуть севернее самого города, располагается небольшой остров Сан-Микеле, который сейчас является городским кладбищем. С набережной Фондамента Нуове очень хорошо видны стены из красного кирпича с белыми каменными деталями – архитектурный опус второй половины XIX века на тему венецианской готики. Невысокая красная горизонталь стены опоясывает квадратный остров практически по всему периметру. Однако в его северо-западном углу она прорывается скоплением различных построек, среди которых сразу бросается в глаза светящийся белый монолит фасада церкви Сан-Микеле ин Изола. Монохромный фронт из истрийского камня тотчас очаровывает своим элегантным рисунком, чистотой форм и лаконичной композицией.

Церковь Сан-Микеле ин Изола. Главный фасад, поперечный разрез по нефу

Автором этой прекрасной постройки является Мауро Кодусси или Кодуччи. Чуть более ста лет назад имя этого мастера даже не было с точностью идентифицировано. В исторических документах встречались такие его варианты, как Моро из Бергамо или Мауро Бергамаско, Кодуссис, Кодуксис и даже Моро Ломбардо. Удивительно, что уже через некоторое время после смерти мастера его имя исчезло, а возведенные им сооружения приписывались кому угодно, но только не ему. Лишь в конце XIX столетия исследователь венецианской архитектуры Пьетро Паолетти реабилитировал незаслуженно забытого архитектора. Кодусси следует называть именно архитектором, так как вероятнее всего это слово в Венецию прибыло вместе с ним (до этого мастера, возглавляющего строительные работы, именовали протомаэстро).

Аттик и циркульный фронтон церкви Сан-Микеле ин Изола

Вторая вспышка интереса к этому мастеру произошла в 70-е годы XX века. Лионелло Пуппи совместно с Лоредана Оливато выпустили увесистую монографию, посвященную Мауро Кодусси. Архитектор Джорджио Беллавитис в возведенном под руководством Кодусси палаццо Дзорци примерно в это же время занимался реставрационными работами и скрупулезно изучал творчество этого мастера. А историк архитектуры Джон МакЭндрю в 1978 году подробнейшим образом описал его постройки. Но, несмотря на эти исследования, жизненный и творческий путь Кодусси все еще полон загадок и неясностей.

Церковь Сан-Микеле ин Изола. Фрагмент фасада. Рустованные пилястры ордерной декорации и практически канонический антаблемент

До сих пор остается непонятным, каким образом Мауро Кодусси попал в Венецию. Известно, что архитектор родился в 1440 году в маленькой деревне под названием Лена в Валь-Брембана, что приблизительно в трех километрах к северу от города Бергамо в Ломбардии. Где и что именно он делал в юности, остается неизвестным, но, по-видимому, он с малых лет посвятил себя строительному делу, работая мурором, то есть каменщиком, что в то время было вполне традиционным для жителей той части Ломбардии. Однако от того, что известна дата его рождения, легче не становится. Напротив, еще труднее понять, почему прибывший в Венецию в 1468 году молодой каменотес (ему приблизительно 28 лет) и к тому же не венецианец, что очень важно, начинает руководить строительными работами по реконструкции главной церкви камальдолезианского монастыря на острове Сан-Микеле.

Кампанила собора Сан-Пьетро ин Кастелло. 1481/82-1488/89

По этому поводу существует несколько гипотез, но лишь одна из них, возможно, доказуема. Работы по реконструкции церкви Сан-Микеле ин Изола были начаты за год до приезда Кодусси в Венецию, более того, монахи-камальдолезианцы были недовольны их продвижением. Об этом свидетельствует переписка замещающего настоятеля монастыря монаха Пьетро Долфина с аббатом Пьетро Дона – настоятелем крупнейшего камальдолезианского монастыря в Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне. Именно в этих письмах последний упоминает мастера Бергамаско, то есть Мауро Кодусси, которого и рекомендует на должность протомаэстро церкви Сан-Микеле ин Изола.

Кампанила собора Сан-Пьетро ин Кастелло. Фрагмент карты Венеции с птичьего полета. Джакопо де Барбари, 150

Новатор

Практически полностью оконченная к 1477 году церковь, возведенная под руководством молодого мастера из Бергамо, прогремела на венецианском архитектурном небосклоне как гром средь бела дня. Венецианцев сильно удивила светящаяся белизна фасада, нехарактерная для локальной архитектурно-строительной традиции, и поразила чистота элементов классического декора. Впервые в Венеции традиционная форма церковного фасада была облачена в ордерный каркас. Кроме того, и это было большой неожиданностью для всех, Кодусси покрыл всю стену главного фасада церкви деликатным рустом, который выглядит настолько плоским, что при определенном освещении затруднительно применить к этой проработке поля стены термин «руст». Поверхность прямоугольных блоков очень гладкая, почти полированная, а швы имеют малое заглубление, что придает поверхности характер текстуры, а не фактуры. Вероятно, такой прием происходил из флорентийской раннеренессансной архитектуры. Но в отличие от своих прообразов руст Кодусси выглядит более структурным. Используется всего два типа блоков – квадратные и прямоугольные, которые разложены с перевязкой швов по принципу «тычок-ложок-тычок», что способствует ощущению тектоники стены.

Кампанила собора Сан-Пьетро ин Кастелло. Вид снизу

Авангардная для венецианской архитектуры второй половины XV столетия церковь Сан-Микеле, вероятно, не была создана мастером на «пустом месте». Ее явное сходство с раннеренессансными архитектурными моделями Альберти и Брунеллески слишком очевидно, чтобы являться лишь случайным совпадением. По-видимому, перемещаясь в юности от одного объекта к другому, общаясь со многими мастерами, Кодусси был осведомлен о строительстве по проекту Альберти церкви Сан-Франческо (или Темпио Малатестиано) в Римини. Более того, скорее всего он проявлял большой профессиональный интерес и к самому этому сооружению, и к его автору. Хотелось бы предположить, что Кодусси каким-то образом участвовал в постройке этого сооружения, так как это объяснило бы его знание и понимание архитектурно-строительных принципов Альберти. И все же затруднительно говорить о том, что кто-то, может быть даже сам Альберти, поведал юному мастеру о гуманистических идеях и их отражении в архитектуре.

Покровители

Сан-Микеле ин Изола стала для Кодусси своего рода путевкой в жизнь. Следует понимать, что в то время явных сооружений в манере all’antica, то есть архитектура которых подражала античным постройкам, в Венеции не было. Хотя именно такая архитектура была необходима венецианскому патрициату, который в связи с падением Константинополя в 1453 году заявил, что Венеция есть единственная законная наследница Рима Византийского, а значит Венеция – Третий Рим. И Мауро Кодусси, воздвигнув, видимо, свою первую самостоятельную постройку, дал венецианской аристократии то, в чем она нуждалась уже более двадцати лет.

Церковь Сан-Дзаккариа. Западный фасад. Чертеж Л. Чиконьяра, А. Диедо, Дж. Сельва, 1838–1840

Церковь Сан-Дзаккариа. 1444–1500

Возможно, этим и объясняются связи архитектора с влиятельными семьями венецианского патрициата, среди которых Дзорци, Лоредан, Ландо, Корнер и др. С семейством Дзорци у Кодусси наладились отношения еще во время строительства Сан-Микеле. Марко Дзорци, глава богатейшего венецианского семейства, вносил внушительные суммы на строительство этой церкви, а после своей смерти был похоронен в ее алтарной части. Он же был одним из главных поставщиков белоснежного истрийского известняка в Венеции, который постоянно использовал для облицовки фасадов Мауро Кодусси. Среди патронов архитектора оказался и патриарх Венеции и Аквилеи Маффео Джерардо, который до этого являлся настоятелем камальдолезианского монастыря на острове Сан-Микеле. И еще одно «случайное» совпадение: он же был духовным наставником семейств Дзорци, Лоредан и Корнер.

Церковь Сан-Дзаккариа. Фрагмент фасада. Пилястра портала и облицовка стены нижнего яруса фасада плитами цветного мрамора

По окончании строительства церкви Сан-Микеле патриарх Джерардо сразу же привлек Кодусси на реконструкцию обветшавшей кампанилы древнейшего кафедрального собора Венеции – Сан-Пьетро ин Кастелло. В этом проекте Кодусси также обратился к белой поверхности истрийского камня, что сразу же выделило эту башню на фоне остальных «темных», кирпичных, венецианских кампанил XIV века. Также не обошлось и без пластической проработки стены. Украшенные с каждой стороны двумя вытянутыми плоскими арочными нишами, стены визуально облегчаются. Ниши гораздо уже, чем разделяющие их участки стены, и сдвинуты к центру, что выявляет углы как основные опорные элементы башни.

Скуола Гранде ди Сан-Марко. Плафон главного портала. 1483/85–1495

В 1482/1483 году Кодусси получает еще один заказ от патриарха – архитектор назначается на должность протомаэстро церкви Сан-Дзаккариа. Предшествующий протомаэстро – Антонио Гамбелло, скончавшийся в 1481 году, – успел возвести два нижних яруса, в которых чувствуется привкус локальной архитектурно-художественной готической традиции. Причем узкие арочные ниши второго яруса приписываются другому мастеру – Джованни Буора. Вероятно, заняв должность протомаэстро незавершенной церкви, Кодусси не имел полной свободы действий. Сложность заключалась в том, что архитектору приходилось учитывать как конструктивные, так и декоративные решения, предусмотренные проектом Гамбелло, и каким-то образом «успокаивать» сумбурность и путаность двух нижних уровней.

Скуола Гранде ди Сан-Марко. Фасад, выходящий на кампо Сан-Дзаниполо (Сан-Джованни э Паоло)

И здесь Кодусси опять всех удивил. Мастер устроил мощный антаблемент в завершении второго уровня фасада, а на него поставил практически повторенный фасад церкви Сан-Микеле. Два нижних уровня, собранные значительной горизонталью антаблемента, можно трактовать как постамент. Вероятно поэтому Кодусси поддержал лишь тему членения фасада на три части вертикальными пилонами внизу, которые архитектор заменил парными отстоящими колоннами, что визуально облегчило фасад кверху и способствовало возникновению эффекта пространственности. Во всем остальном третий и два нижних уровня никаким образом не согласуются.

В 1481–1487 годах кроме патриарха к Кодусси обратились с заказами три влиятельные венецианские аристократические семьи: Дзорци, Ландо и Лоредан. Для них на рубеже XV–XVI столетий он возвел три дворца в манере all’antica: палаццо Дзорци на канале Сан-Северо, палаццо Корнер-Спинелли и палаццо Вендрамин-Калерджи. Оба последних расположены на Большом канале.

Палаццо Дзорци. Продольный разрез по внутреннему двору. Чертеж Дж. Беллавитис, 1977

Палаццо Дзорци. Фасад по каналу Рио ди Сан-Северо. Чертеж Дж. Беллавитис, 1977

Палаццо Дзорци. Фасад по улочке Салидзада Дзорци. Чертеж Дж. Беллавитис, 1977

Пожалуй, самым ярким из них является палаццо Вендрамин-Калерджи – последняя постройка Мауро Кодусси, которую он не успел завершить. Основной темой главного фасада является арочное сдвоенное окно – бифорий. Во втором и третьем ярусах присутствуют по пять таких окон. Кроме того, если в палаццо Дзорци и палаццо Корнер-Спинелли можно было говорить о размещении окна в стене, то в данном случае стены как таковой нет. При рассмотрении фасада палаццо Вендрамин-Калерджи стена не ощущается, скорее, возможно говорить об ордерно-арочном каркасе. Здесь три части фасада выражены окнами. Доминирующая часть та, на которой размещено большее количество окон. Удивительно, что, не имея явного образца, Кодусси сам разработал конструкцию окна, фланкированного полуколоннами во всю высоту арки, которая практически приблизилась к канонической ордерно-арочной римской ячейке. Однако наряду с тремя ярусами соразмерной ордерной декорации прочитывается и грандиозного масштаба ордер во всю высоту сооружения, что объясняет большие размеры частей самого верхнего антаблемента.

Своим обликом палаццо Вендрамин-Калерджи явно выделяется на фоне окружающих его сооружений. Его можно соотнести с дворцами, возведенными под руководством Сансовино, который, однако, вряд ли заимствовал какие-нибудь приемы у Кодусси, провинциала с точки зрения профессионально воспитанного в Риме мастера.

Монополия на архитектуру

Палаццо Вендрамин-Калерджи предвосхитило архитектуру «римского» ренессанса в Венеции. Очевидно, что дворец представляет собой совокупность отработанных архитектурно-строительных принципов Кодусси, так как архитектор работал над ним уже в зрелом возрасте. Однако этому предшествовал целый ряд построек – как культовых, так и гражданских.

Палаццо Ландо-Корнер-Спинелли. Главный фасад. Гравюра

Удивительно то, что Кодусси умудрился возвести такое большое количество сооружений, учитывая темпы и технологии строительства того времени. Кроме того, он в большей или меньшей степени принимал участие во всех строительных работах, проводившихся в Венеции на рубеже XV–XVI веков. Так, работая над палаццо Дзорци и завершая церковь Сан Дзаккариа, в 1491/1492 году Мауро Кодусси привлекается на реконструкцию, а вернее, полную перестройку приходской церкви Санта Мария Формоза. А спустя пять-шесть лет начинает строительство другой церкви – Сан-Джованни Кризостомо. Причем именно с этого момента Кодусси именуется не протомаэстро, а «lapicida ed architectus» (каменщик и архитектор).

Церковь Сан-Джованни Кризостомо. Продольный разрез. П. Паолетти (Венеция, Библиотека Марчиана)

Обе церкви имеют схожее объемнопространственное строение, ядром которого является структура греческого креста. Интерьер церкви Санта-Мария Формоза можно смело называть одним из самых выигрышных среди культовых построек раннего венецианского Ренессанса. Комбинация соподчиненных разновысоких пространств усиливается особыми соотношениями освещенных и затемненных участков. Однако при схожести общей пространственной композиции и структуры интерьер церкви Сан-Джованни Кризостомо выглядит более цельным. Интересно, что западный фасад этой церкви, который довольно трудно наблюдать из-за небольшой ширины улицы, на которую он выходит, является повторением фасада церкви Сан-Микеле ин Изола, но в более экономичном варианте.

Кроме строительства этих двух приходских церквей Мауро Кодусси с 1491 года возглавлял работы по возведению Скуолы Гранде ди Сан-Марко, а с 1498 года работал над Скуолой Сан-Джованни Эванджелиста. Интересно, что в контракте на строительство Скуолы Гранде ди Сан-Марко Кодусси именуется главным архитектором сената и Совета Десяти, а в 1499 году архитектор становится почетным членом и главным председателем совета Скуолы Сан-Джованни Эванджелиста (венецианской гильдии каменщиков и строителей), что, в принципе, в наше время равносильно посту главного архитектора города, совмещенного с президентом Союза архитекторов страны.

Палаццо Лоредан-Вендрамин-Калерджи. Главный фасад. Чертеж Л. Чиконьяра, А. Диедо, Дж. Сельва, 1838–1840

Палаццо Лоредан-Вендрамин-Калерджи. Главный фасад

При этом не стоит считать, что в то время Кодусси был лишь одним специалистом в области строительства на весь город. Во второй половине XV – начале XVI века Венеция постоянно строилась и буквально как магнит притягивала всех, кто каким-то образом был связан со строительным делом. В городе работало много таких мастеров, в основном ломбардцев по происхождению: Антонио Гамбелло, Антонио Риццо, Туллио Ломбардо, Джованни Буора, Джорджо Спавенто, Бартоломео и Джованни Бон и другие. Среди них был и Альвизе Ламберти (да Монтаньяна), который в 1504–1508 годах уже в Москве возводил Архангельский собор. Все они так или иначе сотрудничали с Кодусси и даже, будет правильнее сказать, работали под его руководством.

Оппозиция

Однако среди них был мастер, который имел свою мастерскую и свой архитектурно-художественный язык, значительно отличавшийся от того, что был присущ Мауро Кодусси. Резчик по камню и скульптор Пьетро Ломбардо прибыл в город приблизительно в то же время, что и Кодусси, и далее часто сотрудничал с ним. Вернее сказать, Ломбардо (настоящая фамилия Солари) сотрудничал со многими, кто что-нибудь строил в городе, так как занимался поставками в Венецию цветного мрамора и порфира, что, вероятно, и отразилось в его произведениях. В противоположность тектоничному подходу Кодусси и его монохромной архитектуре, bottega Lombardo (мастерская Ломбардо) предлагала богатое многоцветие плоскости стены и пышный орнаментальный декор, являющийся отчасти отголоском не ренессансной, а готической художественной традиции.

Скуола ди Сан-Джованни Эванджелиста. 1454–1512

Скуола ди Сан-Джованни Эванджелиста. Портал

Важно, что Кодусси изначально не был скульптором, как Пьетро Ломбардо, что объясняет разницу в подходе и архитектурном языке этих мастеров. По постройкам Мауро Кодусси можно понять, что они были созданы не скульптором-архитектором, а архитектором-каменщиком. Отличительной чертой всех его произведений является четкое разделение конструктивной структуры, отражающей венето-византийскую строительную традицию, и покрывающего ее декора в манере all’antica. Причем декоративные элементы были проработаны в особенной степени лишь там, где их акцентирование работало на выявление тектоники сооружения. Именно это способствовало формированию новаторского архитектурного языка Кодусси, так как архитектору приходилось переосмысливать значение орнаментального декора и, отрисовывая новые архитектурные элементы, подчинять его общей композиции сооружения. Здесь кажется уместным соотнести Кодусси с Палладио, который тоже изначально был каменотесом, после чего стал архитектором и так же, как и Кодусси, получал заказы от гуманистов-меценатов. Другими словами, оба мастера получили школу практики каменщика и только после этого, овладев необходимыми знаниями строительного дела, практикуя, оттачивали мастерство и даже изобретали свой архитектурный язык для совершенствования композиционной гармонии сооружения.

Скуола ди Сан-Джованни Эванджелиста. Фрагмент стены, отгораживающей внутренний двор

* * *

Мауро Кодусси умер в Венеции в 1504 году, оставив после себя множество учеников и последователей и несколько незавершенных сооружений. Причем можно утверждать, что его творчество вдохновляло множество мастеров, вплоть до Палладио. При этом, как уже подчеркивалось, имя архитектора было очень быстро забыто, вернее сказать, его ассоциировали с семьей Ломбардо. Возможно, это произошло либо потому, что архитектор был родом из Ломбардии, либо потому, что после смерти мастера некоторые постройки были завершены мастерами из этой семьи.

Однако, изучив исторические документы и современные исследовательские работы, посвященные Мауро Кодусси, возможно составить следующий авторский список построек:

– Церковь Сан-Микеле ин Изола, 1468–1478/79;
– Кампанилла собора Сан-Пьетро ин Кастелло, 1482–1489/90;
– Церковь Сан-Дзаккариа, 1483–1490/91;
– Скуола Гранде ди Сан-Марко, 1489/90–1495;
– Палаццо Дзорци, 1489/90–1504 (завершено после смерти);
– Палаццо Корнер-Спинелли, 1491/92–1521(?) (завершена после смерти);
– Церковь Санта-Мария Формоза, 1491/92–1504/6 (завершено после смерти);
– Торре дель Орлоджио, 1496/97–1499/1500;
– Церковь Сан-Джованни Кризостомо, 1497–1504/5 (завершена после смерти);
– Скуола ди Сан Джованни Эванджелиста, 1498–1504/5 (завершена после смерти);
– Палаццо Вендрамин-Калерджи, 1501/2–1509 (завершено после смерти).

За исключением, возможно, других спорных работ этот список следует считать наиболее достоверным. Существуют также постройки, которые документально невозможно приписать Кодусси, однако в них очень явно просматривается влияние его архитектурных принципов. Среди них: внутренний двор между церковью и скуолой Сан-Джованни Эванджелиста, часовня Корнаро в церкви Санти-Апостоли [Santi Apostoli], а также церкви Сант-Андреа делла Чертоза [Sant’Andrea della Certosa], Сан-Клементе [San Clemente] и Сан-Феличе [San Felice]. Однако лишь первая из упомянутых церквей в действительности характерна для архитектуры Кодусси. Следует также упомянуть еще одну культовую постройку за пределами Венеции, а именно церковь в небольшом поселении Седрина [Sedrina], недалеко от Бергамо. Хотя это сооружение и возможно соотнести с такими постройками Кодусси, как например церковь Сан-Микеле ин Изола, но не хватает документов или каких-либо других доказательств причастности к ее возведению Мауро Кодусси.

вверх

 Школа

   
16.12.2009 - XXIX-MMIX
Александр Рябский
Мауро Кодусси. Венецианский архитектор раннего Ренессанса
   
16.12.2009 - XXIX-MMIX
Карен Бальян
Арка Чаренца
   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна