|
|
Школа
Владимир Седов
Французский классицизм в Москве
VII-MMIII - 10.07.2003
Проект гражданского здания для Москвы в стиле Louis XVI. ГНИМА
В царствование Екатерины II русская архитектура попыталась сделать несколько скачков
в сторону европейской практики. Эти попытки снова
«догнать» Запад можно оценивать двояко. С одной
стороны, само стремление освоить самые современные на
тот период принципы свидетельствует о зрелости и рассудительности культуры. Но с
другой – архитектуру «догоняющую» оценивать приходится
с позиций успешности предприятия (догнали – не догнали), а
также с точки зрения качества (получилось ли в результате
нечто равное образцу).
Если петровское, аннинское или елизаветинское
барокко, а также барокко начала царствования
Екатерины II были стилями западными по типу, но самостоятельными по вариациям,
заимствованными по лексике, но самобытными по синтаксису,
то во второй половине 1760-х гг. сначала при дворе Екатерины
II, а потом и во всей России началось прямое копирование
современной французской архитектуры, в то время
доминировавшей в Европе. В результате французские
образцы сменили все остальные на целых два, а то и три десятилетия. Отдельное место в этом
импорте французской стилистики занимает Москва.
Сначала нужно обговорить сам термин, вошедший в заглавие статьи. Расплывчатый
термин «французский классицизм» в самой Франции если и
употребляется, то для обозначения всех неоклассических
течений начиная с XVII в. Французы называют новый
стиль, сменивший рококо, архитектурой a l’antique («на
античный манер»), или «стилем Людовика XVI». Следует сразу
отметить, что стиль, названный именем короля Людовика XVI
(1774–1792), сложился еще в 1750–1760-е гг., при короле
Людовике XV. В 1780-е гг. этот стиль был сменен другим
стилем, гораздо более «античным» и суровым. Этот последний, предреволюционный и
революционный по духу, тоже получил некоторое отражение
в московской практике, но речь в основном пойдет не о нем.
В русской традиции стиль, которому посвящена наша
работа, называется «ранним классицизмом».
Источников этого французского стиля в Москве
было три: его приносили сами французские архитекторы, как
приезжающие, так и посылающие свои проекты русским
вельможам, его использовали русские архитекторы, учившиеся во Франции, а также он
«экспортировался» через архитекторов из Петербурга и
проекты, присланные оттуда.
Дом Хлебникова на Покровке. 1780-е
Церковь Козьмы и Дамиана на Покровке. 1791–1793
Церковь Филиппа Митрополита в Москве. 1777–1778
Трапезная и колокольня церкви Всех Скорбящих в Москве.
1783–1790
Дом Разумовской на Покровке 1790-е
Владимирская церковь в усадьбе Виноградово.
1772–1777
Церковь Святого Духа на Лазаревском кладбище в Москве.
1784–1787
Трапезная церкви Сергия на Рогожской в Москве.
1796–1800
Дом Юшкова на Мясницкой 1780-е
Дом в усадьбе Княжищево (Петровское-Алабино).
1776–1780
Церковь Знамения в усадьбе Ивановское. 1782–1784
Церковь Вознесения на Гороховом поле в Москве.
1788–1793
Дом Разумовского на Воздвиженке 1790-е
Дом в усадьбе Семеновское-Отрада 1770-е
Сенат в Московском Кремле. 1776–1788
Церковь Преображения в усадьбе Пехра-Яковлевское.
1777–1782
Церковь Знамения в Новоспасском монастыре.
1791–1795
Церковь-усыпальница в усадьбе Николо-Погорелое.
1784–1802
Дом в усадьбе Никольское-Гагарино 1774–1776
Достоверно известно, что в Москве работал французский
архитектор Николя Легран. Знаменитый Шарль де Вайи
присылал свои проекты русским вельможам: есть сведения
о том, что дом в усадьбе графа П.Б.Шереметева Кусково
(1769–1775) построен по его чертежам, присланным из
Парижа. Для графа Н.П.Шереметева проекты составляли: в
1790 г. – некий Казье, а в 1791–1792 гг. – Леруа (Клод
Эруа). Усадьба Архангельское князя Н.А.Голицына (1780-е)
построена по проекту архитектора де Герна. Значительную
роль играло косвенное влияние Франции через посредство
многочисленных увражей, среди которых выделялось
издание Неффоржа, послужившее основой многих объемно-пространственных решений и
фасадных композиций.
Вторым источником было творчество русских архитекторов, учившихся во Франции:
В.И.Баженова, обучавшегося у де Вайи (1761–1762) и приехавшего в Москву уже из Петербурга в 1767 г., и И.Е.Старова,
учившегося у того же де Вайи (1762–1768) и работавшего в
основном в Петербурге, но строившего усадьбы и церкви
в Москве и под Москвой.
Наконец, из Петербурга в Москву направлялись проекты
отдельных крупных сооружений. Работавший в Петербурге
французский архитектор Валлен-Деламот приезжал в
Москву в 1762 г. и составил проект для Коллегии иностранных дел в Кремле, в этот приезд
или позже он делал проекты по заказу графа З.Г.Чернышева
для его подмосковного имения Ярополец, где дом 1760-х гг.
демонстрирует великолепный стиль, схожий с петербургскими постройками мастера.
Московский Воспитательный дом (1764–1780-е) был
построен, судя по всему, по чертежам петербургского
архитектора Ю.М.Фельтена. Тот же Фельтен создал по
заказу Лазаревых проект великолепной армянской
церкви Воздвижения в Армянском переулке (1781, не сохранилась), а для Румянцева-Задунайского присылал
проекты.
Возможно, был и четвертый источник: архитектура
княжеств Германии, где французский классицизм был
распространен как в работах многочисленных французов,
так и в творчестве немецких архитекторов. Германский
классицизм 1760–1780-х гг. французского извода называют
или стилем Людовика XVI, или цопфштилем (Zopfstil), «стилем
косички». Это смешное название, по распространенной
версии, происходит от косичек в мужских прическах того
времени, но можно предположить и связь с теми «косичками»-гирляндами, которые во
множестве находятся в капителях колонн и в настенном декоре. В пределах Российской империи находились такие
центры цопфштиля, как Рига и Дерпт, где работали местные
немецкие архитекторы. Кроме того, известен Иоганн Фридрих
Штенгель, приехавший из Вестфалии и работавший в
Твери во французском стиле в 1776–1784 гг.
далее>>
|
|
Архив
|
| | |
| |
|
| | |
|