приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов 
Стиль Вечного мира, или Польский ренессанс в Москве 
XII-MMIV - 14.11.2004

Собор Крестовоздвиженского монастыря в Москве (не сохр.). 1701–1726 
Последний образец стиля, показывающий, что он был прерван на подъеме

Россия в 1686 г. заключила Вечный мир с Речью Посполитой, объединенным польско-литовским государством. Кончилось, наконец, время Андрусовского перемирия, длившегося с 1667 г. и заключенного первоначально на 13 лет, и две ранее враждебных страны заключили союз против Османской империи, в котором участвовали также Австрия и Венеция. Этот Вечный мир стал прямым поводом для сближения русской культуры с культурой Польши. Это сближение началось раньше, но на протяжении почти всего XVII столетия оно замедлялось военными столкновениями между соперничавшими соседями. Теперь формальные ограничения были сняты, а раздражение против врага угасло еще за время перемирия. К тому же контакты облегчались тем, что на польской территории жило многочисленное православное население, для Москвы не столь чужое, как католическая часть жителей Польши и Литвы. Установившиеся контакты были односторонними: польская культура буквально хлынула в Россию. Это почти мгновенно сказалось на стиле московской архитектуры, которая до Вечного мира показывала только фрагментарные стилевые заимствования с Запада, да и то не из Польши, а как будто через ее голову: из немецкой архитектуры рубежа XVI–XVII вв.

Церковь Покрова в Филях. 1690–1693
Церковь Знаменская (на Шереметевом дворе) в Москве. Рубеж 1680-х – 1690-х гг.

Как писал современник, князь Б.И. Куракин, при царевне Софье «политес восстановлена была в великом шляхетстве и других придворных с манеру польского – и в экипажах, и в домовном строении, и в уборах, и в столах». Это равнение на польскую культуру осложнялось несколькими дополнительными обстоятельствами, «сбивающими» наше восприятие масштаба польского влияния. Речь идет о влиянии православной части Речи Посполитой, ее восточных окраин, где жили белорусы и украинцы.

Церковь Смоленская в Сафарине. 1691–1694
Церковь Спаса в Уборах. 1694–1697

С одной стороны, еще в процессе русско-польской войны середины XVII в. в Белоруссии, бывшей частью Литвы, были захвачены многие ремесленники, прежде всего – мастера изразцового дела. Эти изразечники, среди которых наиболее известной фигурой был Степан Полубес, принесли с собой позднеренессансную стилистику, которую мы можем наблюдать в изразцах Нового Иерусалима и Валдайского Иверского монастыря. Похожую стилистику могли перенести из Белоруссии и мастера, делавшие деревянные иконостасы.

Церковь Покрова (надвратная) в Новодевичьем монастыре. 1688
Церковь Бориса и Глеба в Зюзине. 1688–1704

С другой стороны, присоединенная в 1654 г. Украина (ее левобережная часть) сделалась обильным источником формальных решений в архитектуре и живописи, а также своеобразным «полувнешним» очагом учености, центром которого была Киево-Могилянская академия. Все эти «православные» векторы только затемняют направление основного заимствования: из Польши. И белорусы и украинцы были связаны именно с Польшей, и их православие, а потом и большая способность к адаптации в России, было лишь внешней стороной польского влияния.

Церковь Троицы в Троице-Лыкове. 1690–1695 
Церковь Знаменская в Трубине. 1692

Стиль, о котором мы говорим, возник как будто внезапно: его еще не было при царе Федоре Алексеевиче (1676– 1682), при котором закладывают только церковь Воскресения на Пресне, в которой расположение глав по сторонам света и крестообразный план заставляют предположить украинское влияние. Стиль определенно появился во время правления царевны Софьи Алексеевны (1682–1689), при которой возникли памятники, и композиция и декорация которых говорит сразу о зрелости, которая пришла как будто извне. Речь идет о надвратных храмах Новодевичьего монастыря, а также о колокольне и трапезной той же обители. Новодевичий монастырь был резиденцией царевны Софьи, ее оплотом, а потому вполне объяснимо появление здесь памятников не просто столичного, но даже придворного качества.

Названные памятники принадлежат к разным типам: надвратная церковь Преображения относится к традиционным бесстолпным пятиглавым храмам, только необычно вытянутым вверх и «одетым» в новую декорацию, трапезная церковь с известными оговорками принадлежит к тому же направлению, колокольня обыгрывает образ Ивана Великого, и только надвратная церковь Покрова представляет собой трехглавую (по-украински – трехбанную) церковь, в композиции которой можно видеть украинское влияние. Такое соотношение традиционного и заимствованного заставляет внимательнее присмотреться к составным частям стиля.

далее>>

вверх

 Школа

   

14.11.2004 XII-MMIV
Владимир Седов
Стиль Вечного мира, или Польский ренессанс в Москве

   

 Школа - объект

   

14.11.2004 XII-MMIV
Владимир Седов
Храм в Дере-Агзы

   

 Школа - вещь

   

14.11.2004 XII-MMIV
Ирина Седова
Косморама с «Екатерингофским гуляньем»

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна