|
|
Школа
Владимир Седов
Стиль Вечного мира, или Польский ренессанс в Москве
XII-MMIV - 14.11.2004
Церковь Рождества Богородицы
в Рождественском погосте. 1685–1686
Церковь Покрова в Новгородском
кремле. 1693–1694
Если взять названные
памятники Новодевичьего монастыря, то в декоре их фасадов
мы найдем законченную систему, построенную на несколько
утрированных и упрощенных,
но ордерных принципах. Мы
видим узкие колонки, которые
«держат» венчающие карнизы,
что есть характерная для Ренессанса поэтажная проекция
стоечно-балочной системы
античности на фасад, мы видим
наличники окон, которые состоят из колонок с перехватами,
покоящихся на консолях,
а также рамок и разорванных
фронтонов. Все это декоративное убранство связано с голландским маньеризмом конца
XVI в., но не напрямую, а через
посредство этого же маньеризма
на польской почве. Образцы
почти того же самого стиля мы
найдем на рубеже XVI–XVII вв.
в Данциге (Гданьске), городе,
который был связан с Голландией и служил проводником
«голландизмов», а также во
Львове, где каплица Боимов
(1609–1615) и трехглавая
часовня Трех Святителей
(1578–1591) при Успенской
церкви представляют: первая –
стиль, а вторая – силуэт и тип,
очень близкие стилю и даже
типу зданий Новодевичьего монастыря, но отстоящий от них
минимум на 70 лет.

Церковь Смоленская в Кривцах. 1708
Церковь Входа в Иерусалим
в Новоиерусалимском монастыре.
1690–1697
Проводниками польского
ренессансного влияния были
уже названные земли внутри
Речи Посполитой – Белоруссия
и Украина. Но ни в Белоруссии,
ни на Украине памятников
с точно таким декором нет.
И украинские и белорусские
православные храмы имеют декор намного более сдержанный
(хотя тоже позднеренессансный), а потому никак не могут
рассматриваться в качестве
источника фасадной декорации
стиля Вечного мира. Это
значит, что фасадная декорация
возникла практически независимо от влияния Украины
(с Белоруссией положение
сложнее – упомянутые
белорусские иконостасы могли
повлиять на сложение стиля
в Москве).

Надкладезная часовня в Троице-Сергиевой Лавре. 1690-е гг.
Церковь Троицы в Хохлах в Москве. 1696
Вероятнее всего, в Москве
около 1686 г. в дело создания
стиля пошло все: и отдельные
украинские формы, и усвоенные
белорусами черты (из иконостасов и изразцов), и увражи
полувековой давности с голландскими формами, и впечатления
от голландского же и полувековой же давности стиля
построек в Данциге и Львове,
и даже мебель. Важно лишь то,
что даже при понятном заимствовании это был относительно
самостоятельный стиль,
развивавшийся в хронологическом отрыве от «стиля-донора»
и, следовательно, в отрыве
от импорта мастеров. Стиль этот
в Москве почти сразу сделался
столь ясным и продуманным,
что его можно было импортировать на Украину, которая
только что была пусть не очень
активным, но «донором»: уже
в 1690-е гг. московские мастера
привозят в Киев знакомые нам
колонки и наличники, которых
в более ранних украинских
постройках нет.

Церковь Михаила Архангела в
Андрониковом монастыре. 1691–1694
Церковь Казанская в Узком. 1698–1704
Как бы то ни было, новый
стиль в его декоративной части
сложился сразу, а это говорит
как о подготовленности к восприятию, так и о развитом
стремлении к воспроизведению
ренессансных форм. Внимание
именно к польскому позднеренессансному стилю – самый
главный вклад украинской
и белорусской культур
в сложение новой московской
архитектуры. В остальном все
произошло каким-то сказочным
образом: только что ничего
не было, а потом сразу возникают здания, «одетые» такой
изысканной и сложившейся
декорацией, какой ни в Белоруссии, ни на Украине мы не
найдем. Скачок от польского
позднего ренессанса в Москву
был сделан, и Москва сразу же
«обошла» посредников, позволивших сделать этот скачок
и направивших усилия московских мастеров не на польское
же барокко, развивавшееся
в это время, а на уже отошедший в прошлое польский
ренессанс с голландским
оттенком.
Следует особо отметить
какой-то восторженный характер нового стиля: создается
впечатление, что и мастера
и заказчики с одинаковым
восторгом всматриваются
в центрические формы храмов,
в правильность симметричных
фасадов, в гармоническую
соподчиненность ордера
и в изысканную резьбу колонн
и наличников. Это было
добровольным подчинением
определенной и достаточно
жесткой системе. Это подчинение системе и ее развитие –
свидетельство сознательного
движения по пути вестернизации, обращения к Западу и его
культуре. Если предыдущие
опыты с фрагментарными
заимствованиями сначала
из итальянской ренессансной,
а затем немецкой маньеристической архитектуры были очень
ограниченными и касались
деталей, то новый стиль был
исчерпывающим и всеохватывающим. Он касался и типологии архитектуры, и ее декора,
и прикладного искусства,
и живописи, и скульптуры,
и гравюры – всего круга
будущих «изящных искусств».
<<вернуться
далее>>
|
 |
Школа
|
| | |
 | |
|
| | |
Школа - объект
|
| | |
 | |
|
| | |
Школа - вещь
|
| | |
 | |
|
| | |
|