приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов
Стиль Вечного мира, или Польский ренессанс в Москве
XII-MMIV - 14.11.2004

Церковь Преображения (надвратная) в Новодевичьем монастыре. 1687–1688
Церковь Успения (трапезная) в Новодевичьем монастыре. 1687

Новый стиль развивался очень короткое время – с 1686/1687 г. по 1698 г., когда царь Петр I вернулся из Великого посольства в Европу, из которого принес еще более новый и более «западный» стиль. Речь идет о промежутке чуть больше десятилетия, в котором складывается и потом трансформируется большой стиль, полный оригинальными решениями и сложными формами, постепенно «сдвигающимися» в сторону более прямых, книжных, гравюрных заимствований.

Церковь Никола Большой Крест в Москве (не сохр.). 1694–1697
Церковь Воскресения в Кадашах в Москве. 1695

В судьбе стиля принимал участие достаточно узкий круг заказчиков: это была царская семья с многочисленными родственниками по разным линиям, а также ближний круг боярства и придвинувшегося к трону дворянства – сторонников той или иной придворной партии. Поначалу, до падения царевны Софьи в 1689 г., основную роль в становлении стиля играла сама царевна, соорудившая Новодевичий монастырь, а также ее родственники Милославские, по фамилии которых этот стиль мог бы быть назван «стилем Милославских».

Церковь Казанская в Устюжне. 1694
Церковь Смоленская в Гордеевке (Нижний Новгород). 1690-е гг.

В 1689 г., когда Софья была низвергнута, а царь Петр пришел к власти, родственники его матери Нарышкины захватили лидирующие позиции в государстве и в строительстве. Два дяди Петра, Лев и Мартемьян Кирилловичи создали самые знаменитые усадебные церкви в Подмосковье: в Филях и Троице-Лыкове. По фамилии Нарышкиных ученые весь стиль долго называли «нарышкинским барокко», а потом, отказавшись от определения «барокко», стали называть «нарышкинским стилем».

Собор Введенского монастыря в Сольвычегодске. 1689–1693
Рождественская церковь в Нижнем Новгороде. Рубеж XVII–XVIII вв.

Кроме Нарышкиных следует назвать еще ряд фамилий, окружавших трон и строивших с помощью тех же мастеров и в том же духе: князей Прозоровских, Головиных, князей Голицыных, Шереметевых, Салтыковых, князей Черкасских. Несколько в стороне стоят Строгановы, которые сумели создать свою артель мастеров, несколько отличающихся по своей манере в сторону большей цитатности и западной «стильности» деталей, что может, на наш взгляд, объясняться наличием в библиотеке Строгановых нескольких дополнительных трактатов с иллюстрациями – в остальном «строгановские мастера» находятся внутри большого стиля. Строгановы – единственные заказчики, распространившие стиль в далекие города, в Устюжну и Сольвычегодск, остальные вельможи строили в Подмосковье, и польский ренессанс на московской почве стал первым стилем, созданным почти исключительно в усадьбах и носящим уже исключительно аристократический характер.

<<вернуться   далее>>

вверх

 Школа

   

14.11.2004 XII-MMIV
Владимир Седов
Стиль Вечного мира, или Польский ренессанс в Москве

   

 Школа - объект

   

14.11.2004 XII-MMIV
Владимир Седов
Храм в Дере-Агзы

   

 Школа - вещь

   

14.11.2004 XII-MMIV
Ирина Седова
Косморама с «Екатерингофским гуляньем»

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна