|
|
Школа
Владимир Седов
Стиль Вечного мира, или Польский ренессанс в Москве
XII-MMIV - 14.11.2004
Церковь Преображения (надвратная)
в Новодевичьем монастыре. 1687–1688
Церковь Успения (трапезная)
в Новодевичьем монастыре. 1687
Новый стиль развивался
очень короткое время –
с 1686/1687 г. по 1698 г.,
когда царь Петр I вернулся
из Великого посольства в Европу, из которого принес еще
более новый и более «западный» стиль. Речь идет о промежутке чуть больше десятилетия,
в котором складывается и потом
трансформируется большой
стиль, полный оригинальными
решениями и сложными
формами, постепенно
«сдвигающимися» в сторону
более прямых, книжных,
гравюрных заимствований.
Церковь Никола Большой Крест
в Москве (не сохр.). 1694–1697
Церковь Воскресения в Кадашах
в Москве. 1695
В судьбе стиля принимал
участие достаточно узкий круг
заказчиков: это была царская
семья с многочисленными родственниками по разным линиям,
а также ближний круг боярства
и придвинувшегося к трону
дворянства – сторонников той
или иной придворной партии.
Поначалу, до падения царевны
Софьи в 1689 г., основную роль
в становлении стиля играла
сама царевна, соорудившая Новодевичий монастырь, а также
ее родственники Милославские,
по фамилии которых этот стиль
мог бы быть назван «стилем
Милославских».
Церковь Казанская в Устюжне. 1694
Церковь Смоленская в Гордеевке
(Нижний Новгород). 1690-е гг.
В 1689 г., когда Софья
была низвергнута, а царь Петр
пришел к власти, родственники
его матери Нарышкины захватили лидирующие позиции
в государстве и в строительстве.
Два дяди Петра, Лев и Мартемьян Кирилловичи создали самые
знаменитые усадебные церкви
в Подмосковье: в Филях
и Троице-Лыкове. По фамилии
Нарышкиных ученые весь
стиль долго называли «нарышкинским барокко», а потом,
отказавшись от определения
«барокко», стали называть
«нарышкинским стилем».
Собор Введенского монастыря
в Сольвычегодске. 1689–1693
Рождественская церковь в Нижнем
Новгороде. Рубеж XVII–XVIII вв.
Кроме Нарышкиных следует назвать еще ряд фамилий,
окружавших трон и строивших
с помощью тех же мастеров
и в том же духе: князей Прозоровских, Головиных, князей
Голицыных, Шереметевых, Салтыковых, князей Черкасских. Несколько в стороне стоят
Строгановы, которые сумели
создать свою артель мастеров,
несколько отличающихся
по своей манере в сторону
большей цитатности и западной
«стильности» деталей, что может, на наш взгляд, объясняться
наличием в библиотеке
Строгановых нескольких
дополнительных трактатов
с иллюстрациями – в остальном
«строгановские мастера» находятся внутри большого стиля.
Строгановы – единственные
заказчики, распространившие
стиль в далекие города,
в Устюжну и Сольвычегодск,
остальные вельможи строили
в Подмосковье, и польский
ренессанс на московской почве
стал первым стилем, созданным
почти исключительно
в усадьбах и носящим уже
исключительно аристократический характер.
<<вернуться
далее>>
|
|
Школа
|
| | |
| |
|
| | |
Школа - объект
|
| | |
| |
|
| | |
Школа - вещь
|
| | |
| |
|
| | |
|