|
|
Школа
Владимир Седов
Аннинское барокко в Москве
V-MMII - 04.12.2002
И.Ф.Мичурин. Проект надпрестольной сени и иконостаса для церкви
Ирины в Москве. 1738. ГНИМА
Из общих курсов истории русского искусства как будто следует, что в
Новое время все самое важное происходило в Петербурге, а Москва
после петровских реформ на два столетия превратилась в город,
воспринимающий культуру и архитектуру извне, из столичного северо-западного угла России. Однако в
архитектуре это полностью справедливо только для отдельных и достаточно коротких периодов, а в остальное время боярская (а позднее –
купеческая) столица находила в себе материальные и художественные
средства для создания самостоятельного варианта господствующего
стиля. Эта особенность Москвы создала двухполюсную систему
каждого большого стиля: он отрабатывается в Петербурге и окрестностях и практически одновременно
распространяется в Москве, где получает особенные черты, и в
московском варианте прокатывается по всей России. Петербургская
архитектура оказывает влияние на зодчество одной-двух соседних
губерний, тогда как московская тиражируется во всех остальных.
Эти московские варианты стилей объясняются каждый раз по-разному: как непониманием и
упрощением, так и вполне оригинальным прочтением деталей и
композиций. Первым в ряду таких полусамостоятельных московских
стилей был стиль аннинского барокко.
Эволюция базиликального плана русских храмов
Слева. Петропавловский собор в Санкт-Петербурге.
1712–1733
Справа. Церковь Петра и Павла в Ярославле. 1736–1742
Слева. Церковь Николая в Никольском. 1738
Справа. Толгская церковь Высоко-Петровского монастыря.
1744–1750
После 1714 года, когда каменное строительство в Москве и по всей
России было запрещено, ситуация стала катастрофической: только в
Петербурге и окрестностях развивается новый стиль, петровское
барокко, а в Москве и провинции этот стиль, являвшийся неким
сконструированным, «сборным» вариантом различных направлений
североевропейского протестантского барокко, никакого распространения
не получил.
Такая же ситуация сохраняется и после смерти Петра, в царствование Екатерины I (1725–1727), но при
Петре II (1727–1730) императорский двор опять вернулся в Москву.
далее>>
|
|
Архив
|
| | |
| |
|
| | |
|