приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Наталья Мерзлютина 
Надвратный храм Преображения Новодевичьего монастыря

XIV-MMV - 31.08.2005

Надвратная церковь Преображения Новодевичьего монастыря. 1680-е гг.

Преображенская церковь над Святыми воротами Новодевичьего монастыря входит в комплекс построек, возведенных царевной Софьей Алексеевной в период ее регентства при малолетних государях Иоанне и Петре (1682–1689). В результате строительной деятельности регентши древний монументальный Смоленский собор был окружен каменным ожерельем построек т. н. нарышкинского стиля. Одним из его лучших примеров является надвратный храм Преображения, торжественно освященный патриархом Иоакимом 5 августа 1688 г. Несмотря на раннюю дату постройки и очевидные художественные достоинства, храм выпал из контекста формирования нарышкинского стиля. Связано это с тем, что церковь принадлежит к традиционному бесстолпному типу храма с пятью глухими барабанами глав, архаичному для нарышкинского стиля, с точки зрения историков архитектуры. Лучшими памятниками нового стиля априори считаются центрические ярусные храмы, такие как церковь Покрова в Филях, возведенная Л.К. Нарышкиным (1689–1693). Пристальный интерес исследователей к этому памятнику в 1920-е гг. привел к тому, что за стилем закрепилось название «нарышкинского».

План по уровню храма

Этот стиль был ведущим в архитектуре Москвы рубежа XVII–XVIII вв. Он возник благодаря культурным связям России с европейскими странами, впитав ренессансные, барочные и маньеристические черты. В то же время в рамках нарышкинского стиля, характеристикой которого служит появление новых объемно-пространственных композиций и новых форм декоративного убранства, параллельно с новаторской линией возводится множество традиционных памятников. Бесстолпный храм, перекрытый сомкнутым сводом и увенчанный пятью главами, был традицией, выработанной самим XVII веком. Отсчет храмов этого типа принято вести от церкви Троицы в Никитниках (1634–1650) или от церкви Екатерины в Московском Кремле, построенной Джоном Талером (1627). В эпоху нарышкинского стиля этот тип не исчезает, он обогащается новыми архитектурными и декоративными формами. Одним из ранних и наиболее выразительных примеров ставшего уже традиционным бесстолпного храма и служит Преображенская надвратная церковь Новодевичьего монастыря.

План по уровню ворот

При первом же взгляде на памятник поражает его высота, стройность и великолепие белокаменного декора. Основной четверик храма в плане очень невелик и чуть растянут в поперечном направлении. С востока и запада к нему примыкают равные по величине прямоугольные объемы алтаря и притвора, а вся композиция увенчана пятью грушевидными главами на граненых барабанах. Объем парадных ворот служит мощным постаментом для храма, подчеркивая его изящность и образуя вокруг открытую обходную галерею. Тройная арка ворот напоминает триумфальную. Ее пролеты фланкированы сдвоенными колоннами коринфского ордера.

Вытянутость четверика по вертикальной оси подчеркнута тремя ярусами световых окон, прекрасно освещающими внутреннее пространство. Окнам третьего света соответствуют тонкие сдвоенные колонки коринфского ордера, которые покоятся на вытянутых филенчатых постаментах, соответствующих окнам второго света. Все окна имеют одинаковый декор в виде пышных разорванных наверший, поддерживаемых гермовидными каннелированными пилястрами. Верх четверика декорирован великолепными раковинами, поставленными по две на каждой грани. Плавное «позакомарное» покрытие смягчает переход к пятиглавию. Углы барабанов, имеющих восьмигранную форму, закреплены небольшими колонками.

Присоединение к традиционному пятиглавому храму равных по величине притвора и алтаря, его стройность, подчеркнутая тремя ярусами окон, постановка на значительно больший постамент проездных ворот придают общей композиции высоту, симметрию и пирамидальный характер, свойственные памятникам ярусного типа. В Преображенской надвратной церкви новаторскими являются и прямоугольная абсида, и три яруса окон, и грушевидные купола, и, конечно же, белокаменное убранство.

Особого внимания заслуживают великолепные раковины в тимпанах кокошников. Подобный мотив заставляет вспомнить Архангельский собор Московского Кремля (1505–1508), построенный итальянским архитектором Алевизом Новым. Ассоциации с Архангельским собором, по-видимому, запланированы заказчиком и вызваны желанием напомнить об усыпальнице московских князей и царей и, соответственно, о своем царском происхождении. После смерти царя Федора Алексеевича его сестра царевна Софья активно претендовала на царский престол и фактически отстраивала монастырь как царскую резиденцию. Надписи на монастырских колоколах 1684 и 1688 гг. сообщают, что Софья Алексеевна «того святого дому из давних лет строительница, а ныне наипаче имеет прилежное попечение к устроению».

далее>>

вверх

 Школа

   

31.08.2005 XIV-MMV
Владимир Седов
Неоренессанс и необарокко в Москве

   

 Школа - вещь

   

31.08.2005 XIV-MMV
Л.И. Иванова-Веэн
Дипломный макет Михаила Бархина

   

 Школа - объект

   

31.08.2005 XIV-MMV
Наталья Мерзлютина
Надвратный храм Преображения Новодевичьего монастыря

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна