приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Наталья Мерзлютина  
Надвратный храм Преображения Новодевичьего монастыря
 
XIV-MMV - 31.08.2005

Наличники третьего света четверика и раковины

Использование раковин в верхней части четверика Преображенской церкви говорит о том, что при формировании нового стиля используются не только те западноевропейские формы, с которыми мастера могли познакомиться в этот период, но и формы, привнесенные двумя веками раньше и заимствованные как бы уже из собственного архитектурного наследия.

Капители фланкирующих колонок

Важно понять, кто был автором идейного замысла и семантической программы храма. Сама царевна Софья была, по словам С.М. Соловьева, «больше мужеского ума исполненная дева». Среди лиц, оказавших большое влияние на взгляды царевны Софьи, следует упомянуть князя Василия Васильевича Голицына. «Царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегатель» являлся наиболее влиятельным и образованным человеком в Москве: в его доме «все устроено было не хуже, чем при дворе какого-нибудь итальянского князя», он выстроил себе прекрасный дом и церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду (1686). При строительстве в Новом Иерусалиме мастерами были взяты из библиотеки В.В. Голицына «две книги мастерские к резному делу в лицах». Возможно, что эти же книги могли быть использованы и при строительстве Новодевичьего монастыря, так как отдельные декоративные детали обладают большим сходством с керамическим декором Нового Иерусалима. Прежде всего, это гермовидные пилястры, фланкирующие окна надвратных храмов. Подобная форма, не получившая в дальнейшем широкого распространения, впервые встречается в керамическом исполнении в Новом Иерусалиме. Известно также, что Василий Васильевич непосредственно возглавлял строительство в 1687–1688 гг. в Измайлове, а также сам мог разработать новый архитектурный проект церкви царевича Иоасафа. Сходство композиции и архитектурного декора `этого измайловского храма с постройками в Новодевичьем монастыре позволяет предположить, что в замысле последних также принимал участие Голицын.

Общий вид храма и прилегающих стен.

По сути, храм царевича Иоасафа в Измайлове и Преображенская надвратная церковь Новодевичьего монастыря, выстроенные одновременно, являются первыми примерами развитого нарышкинского стиля. Один из этих памятников представлял новаторскую линию с композицией восьмерик на четверике, а второй – традиционную, с бесстолпным пятиглавым храмом, ставшим ядром принципиально новой ярусной центрической композиции. Две линии будут существовать параллельно на протяжении всего нарышкинского стиля. До возведения этих памятников мы не знаем примеров украшения храмов развитым белокаменным декором, хотя отсчет нового стиля принято вести от церкви Воскресения на Пресне (1681). В 1682–1687 гг. было выстроено несколько храмов, представлявших центрическую ярусную, трехчастную и многобашенную композиции, но все они имеют очень скупой декор. Лишь храм преподобного Сергия при трапезной Симонова монастыря (1683–1685), перестроенного также по поручению царевны Софьи, и храмы Новодевичьего монастыря украшаются развитым белокаменным узором. В Преображенской церкви мы встречаем уже окончательно сложившую декоративную систему.

Вид изнутри монастыря

В середине 1690-х нарышкинский стиль проникает в купеческую среду, причем гости последовательно возводят традиционные храмы с московским пятиглавием, одетые в новые одежды. Традиционная линия для третьего сословия оказывается более значимой, чем новаторская. В то же время вотчинное строительство идет по другому пути, развивая новаторскую линию, начатую в Измайлове.

Образ надвратной Преображенской церкви по силе воздействия не уступает прославленному филевскому храму, при этом в ней сохранено традиционное пятиглавие и «царские» раковины, встроенные в совершенно новый стилистический контекст. Исследование Преображенской церкви позволяет по-новому взглянуть на нарышкинский стиль, в котором традиция легко уживается с новаторством, сохраняя важные идеи, которые останутся актуальными для русской сакральной архитектуры Нового времени.

Библиография: 
Снегирев И.М. Новодевичий монастырь в Москве // Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. М., 1857. Т. 5. С. 113-116. 
Машков И.П. Архитектура Ново-Девичьего монастыря в Москве. М., 1949. С. 60-73. 
Горностаев Ф.Ф. Барокко Москвы// Путеводитель по Москве/ Под ред. И.П. Машкова. М., 1913. (Переиздание 1998 г.). С. 146-147. 
Чиняков А. Архитектурные памятники Измайлова // АН. М., 1952. No 2. С. 193-194, 207-215. 
Овсянников Ю. Ново-Девичий монастырь. М., 1968. С. 26-29.

<<вернуться

вверх

 Школа

   

31.08.2005 XIV-MMV
Владимир Седов
Неоренессанс и необарокко в Москве

   

 Школа - вещь

   

31.08.2005 XIV-MMV
Л.И. Иванова-Веэн
Дипломный макет Михаила Бархина

   

 Школа - объект

   

31.08.2005 XIV-MMV
Наталья Мерзлютина
Надвратный храм Преображения Новодевичьего монастыря

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна