|
|
Школа
Владимир Седов
Неоренессанс и необарокко в Москве
XIV-MMV - 31.08.2005
Очень ограниченное
развитие имело в Москве
необарокко, стиль, который
получил большое значение
в архитектуре Петербурга.
Ни построенный по проекту
Н.И. Козловского жилой дом
на Воздвиженке (1850-е гг.),
ни более развитый по композиции особняк Чертковых
на Мясницкой (1859−1863),
выстроенный московским
архитектором А.В. Булгариным, не идут ни в какое
сравнение с великолепными
петербургскими дворцами,
сооруженными А.И. Штакеншнейдером и Г.А. Боссе в период
правления Николая I. Москва
как будто «пропускает»
необарокко, ограничившись
немногочисленными подражаниями. В старой столице,
в отличие от Петербурга, было
немного образцов дворцовой
архитектуры барокко XVIII в.,
которым следовало бы подражать, а следовательно, мода
на необарокко была полностью
заемной и недолгой.

А.К. Кузнецов и
А.К. Кавос
Станция почтовых карет
Чистопрудный б-р, 2
1855−1858

К.А. Тон
Николаевский вокзал
Комсомольская пл., 3
1844–1851

К.А. Тон
Таможня у Николаевского
вокзала
1844–1852
Гораздо более интересным периодом неоренессанса
был следующий, археологический по методу, в основном
укладывающийся в царствование Александра II. В этот
период главную роль в Москве
играли собственно московские
архитекторы. Из Петербурга
в Москву приезжал работать
по заказам московских купцов
А.И. Резанов, в петербургской
Академии художеств учились осевшие потом в Москве
А.С. Каминский (1829–1897),
его старший, но менее успешный брат И.С. Каминский
(1818–1898) и П.С. Гаудринг.
Из Праги, то есть из Австро-Венгерской империи прибыл
А.Е. Вебер (1836–1903).
А все остальные московские
архитекторы того времени
окончили Московское Дворцовое архитектурное училище.
К ведущим архитекторам
можно отнести: А.О. Вивьена
(1824–1884), К.И. Андреева
(1830–1891), Н.Н. Васильева
(1834–1903), А.Л. Обера
(1835–1898), Д.Н. Чичагова (1835–1894) и его брата
М.Н. Чичагова (1836–1889).
Все москвичи, включая Каминского и Вебера, принадлежали
к одному поколению, работали
бок о бок и решали примерно
одни и те же стилевые проблемы. Ни один из названных
архитекторов не мог сравниться по количеству построек
с Александром Степановичем
Каминским. Этот архитектор,
учившийся у К.А. Тона, получил основательные знания по
самым разным стилям, а в Москве, куда он попал после
окончания Академии художеств, он в 1862 г. женился
на сестре знаменитых купцов
и меценатов П.М. и С.М. Третьяковых. Этот брак открыл
А.С. Каминскому дорогу
к самым выгодным заказам
не только у Третьяковых,
но и у разных представителей высшего московского
купечества и знати.

А.С. Каминский
Особняк Шаховских-Глебовых-Стрешневых
Б. Никитская, 19
1884

Н.Н. Васильев
Особняк в Н.Н. Дружинина
Старомонетный переулок, 35
1887

А.Е. Вебер
Особняк на Чистопрудном б-ре, 8
1876
Основным жанром
московской архитектуры
времени Александра II был
особняк. Именно в проектировании особняков московские
архитекторы применяли
наиболее сложные пространственные приемы, на их
фасадах и в их интерьерах они
сосредотачивали заимствованные в архитектуре ренессанса
декоративные формы, воспроизводя их, естественно,
не в камне, а в штукатурке
и гипсовой лепнине, характерной для русского варианта
эклектики. В московских особняках проявилось своеобразие
второй столицы: в отличие
от Петербурга, где особняки
типичны больше для предшествующего времени и где они
всегда стоят по красной линии
улицы и встроены в ряд домов,
в Москве традиция и характер землевладения позволяли
ставить дом действительно
особняком, хотя и не так уж
часто с отступом от красной
линии, но почти всегда –
с разрывом, на свободном
пространстве. Это обеспечивало
возможность обозрения дома
с нескольких точек зрения
и, следовательно, внимание
ко всем фасадам. Московские большие особняки были
обычно двухэтажными, они
имели невысокий первый этаж
и повышенный бельэтаж, в котором располагались парадные
залы. В этот период исчезли
характерные для ампира
антресоли и мезонины, еще
встречавшиеся в традиционных по типу особнячках более
раннего времени, всего лишь
декорированных в неоренессансной манере.

Д.Н. Чичагов
Особняк С.А. Капцова
Воронцово поле, 12
1888

А.С. Каминский
Особняк В.Д.
Коншина на
Пречистенке, 20
1873

Г.А. Кайзер
Особняк на Маросейке
Переделка фасада
1886
Следует подчеркнуть
как новый характер архитектурного декора, так
и изменившийся круг образцов и источников этого декора.
Декор в это время всегда имеет
определенные источники, он
не условен и не абстрактен,
а в точности представляет тот
или иной конкретный образец,
ставший известным архитектору XIX в. из его личных
штудий ренессансных памятников или, что более вероятно,
из различных книг, гравюр
и специальных архитектурных увражей. Этот декор
может совмещать и совмещает
на одной плоскости фасада
детали из разных памятников,
но сами детали в отдельности
передаются со всевозможной точностью и могут быть
узнаны и связаны с тем или
иным источником. На фасаде
архитектор располагает эти
детали в соответствии с некой
позднеренессансной схемой,
в которой неизменно присутствует поэтажный ордер
с частым ритмом (большой
ордер в особняках практически не встречается), но
узнать весь источник из того
или иного сочетания деталей
нельзя. Создается впечатление,
что при археологизме деталей
архитектор достаточно свободен в их компоновке: так, как
будто зодчие думают, что их
цель – не повторение старых
композиций, а продолжение
прерванного в конце Ренессанса развития и составление
новых композиций из старых
форм и мотивов.
<<вернуться
далее>>
|
 |
Школа
|
| | |
 | |
|
| | |
Школа - вещь
|
| | |
 | |
|
| | |
Школа - объект
|
| | |
 | |
|
| | |
|