приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа - объект

Владимир Седов
Храм в Дере-Агзы
XII-MMIV - 14.11.2004

Подкупольное пространство храма

Еще одним свидетельством того, что мы правильно понимаем значение указанного типа средневизантийского храма, является Спасо-Преображенский собор в Чернигове, построенный на половину высоты черниговским князем Мстиславом Владимировичем и законченный уже после смерти этого князя в 1036 г. его братом, киевским князем Ярославом Мудрым. О том, что собор в Чернигове был сооружен византийскими зодчими, причем столичными, писали многие исследователи древнерусской архитектуры, но на близость черниговского собора и храма в Ликии почему-то не очень обращали внимания, предпочитая более ранние константинопольские и малоазиатские аналогии. Между тем, храм в Дере-Агзы является ключом к пониманию собора в Чернигове: интуитивное ощущение столичности черниговского памятника, основанное на анализе пропорций и рассмотрении декора фасадов, переходит при сравнении ликийского и черниговского храмов в уверенность, связанную с ясным пониманием схожести планов, объемного решения и основных принципов построения формы (за исключением пятиглавия, которое представляет собой отдельную проблему). С другой стороны, храм в Дере-Агзы показывает гораздо большее богатство форм в уже упомянутых мраморных карнизах и четырехлепестковых капеллах, которые расположены как в первом этаже, так и в уровне хор над ними.

Интерьер южного октагона

Сравнение трех памятников (Дере-Агзы, Чернигов, Визе) показывает то чуждое, что было привнесено в черниговский собор уже после 1036 г. и, вероятно, не теми столичными мастерами, которые начинали строительство, а теми, которые были связаны с другой традицией и которые строили князю Ярославу Софийский собор в Киеве. Речь идет о пониженных подпружных арках черниговского Спаса и об арочных ширмах, закрывающих боковые рукава креста в уровне хор. У храмов в Дере-Агзы и Визе нет ни пониженных подпружных арок под барабаном, ни каменных ширм: хоры открыты во внутреннее пространство, и над арками, поддерживающими галерею в первом ярусе, видны своды боковых рукавов креста. Ширмы черниговского памятника принадлежат, видимо, к другой традиции, восходящей к заполнению люнетов и арочным проемам хор Софии Константинопольской, но в средневизантийской архитектуре тоже проявлявшейся: можно указать на храм Ано Лампобо в провинциальном Эпире на севере Греции. Но, повторимся, и арки и ширмы в Чернигове связываются не с теми столичными мастерами, которые были родственны мастерам Дере-Агзы, а с пришедшими им на смену мастерами из Киева.

Вид северного нефа

Храм в Дере-Агзы показывает возможности средневизантийской архитектуры в создании большой формы и работу этой архитектуры с крупным масштабом. Эта монументальность, столь сильно проявившаяся в далекой Ликии (за счет экспорта из столицы), объясняет монументальность древнерусских храмов, которым часто не могут подобрать аналогий в кажущейся камерной столичной архитектуре X–XI вв. Кроме того, храм в Дере-Агзы говорит о том, что внутренний экспорт столичных форм был достаточно полным: по ясности форм этот памятник превосходит и собор в Чернигове (где внешний экспорт форм и смешение традиций привели к некоторой эклектичности архитектурного «набора»), и гораздо более жесткий и скованный храм в Визе. Чудом дошедший до нас памятник указывает на внимание столичных зодчих к указанному типу, а также на характерную для них увлеченность формами скульптурными, почти ювелирными по изяществу (имеем в виду прежде всего карнизы), но не противоречащими возвышенному строю пространства, а подчеркивающими его.

Избранная библиография:

Дере-Агзы
Harrison R.M. Churches and chapels of Central Lycia // «Anatolian Studies». 1963. Vol. XIII. P. 117–151.
Morganstern J. The Church at Dereagzi: A Preliminary Report // Dumbarton Oaks Papers. 2. 1968. P. 217–225.
Morganstern J. The Church at Dereagzi: Its Date and its Place in the History of Byzantine Architecture // Actes du XV-e Congres International des Etudes byzantines. V. III. Bucuresti, 1976. P. 385–394.
Morganstern J. The Byzantine Church at Dereagzi and Its Decoration. Tubingen, 1983.
Morganstern J. The Fort at Dereagzi. Tubingen, 1993.

Спасский собор в Чернигове
Комеч А.И. Спасо-Преображенский собор в Чернигове // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975. С. 9–26.
Комеч А.И. Спасо-Преображенский собор в Чернигове и его отношение к столичной школе византийской архитектуры // XVI Internationaler Byzantinistenkongress. Akten II/4 (Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinistik. 32/4. 1982. S. 523–530.
Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII в. М., 1987. С. 134–168.
Холостенко Н.В. Исследования Спасского собора в Чернигове // Реставрация и исследования памятников культуры. Вып. III. М., 1990. С. 6–18.
Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993. С. 30–31.

<<вернуться

вверх

 Школа

   

14.11.2004 XII-MMIV
Владимир Седов
Стиль Вечного мира, или Польский ренессанс в Москве

   

 Школа - объект

   

14.11.2004 XII-MMIV
Владимир Седов
Храм в Дере-Агзы

   

 Школа - вещь

   

14.11.2004 XII-MMIV
Ирина Седова
Косморама с «Екатерингофским гуляньем»

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна