приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа - объект

Владимир Седов
Храм в Дере-Агзы
XII-MMIV - 14.11.2004

Общий вид храма с севера

По своему типу храм в Дере-Агзы принадлежит уже не к типу купольной базилики, а к типу «вписанный крест» с «базиликальным устройством» хор. Дело в том, что основу композиции здесь действительно представляет пространственный крест, рукава которого перекрыты полуциркульными сводами, сходящимися к средокрестью, завершавшемуся куполом на барабане. Но, в отличие от храмов типа «вписанный крест» с хорами, располагающимися над нартексом, в Дере-Агзы хоры расположены и над нартексом, и над боковыми нефами, причем галереи здесь перерезают боковые рукава креста и уходят в боковые абсиды.

Вид храма в Дере-Агзы с запада

Вид храма с севера 
Виден северный октагон и лестничная башня

В Дере-Агзы есть прямые цитаты из Софии Константинопольской – две лестничные башни, позволяющие попадать в левую и правую части галерей, а также, возможно, и восьмигранные объемы по сторонам (с юга у Софии есть такой объем – баптистерий, может быть, был и с севера?). К Софии, по нашему мнению, восходит и тип хор, причем его присутствие связано не столько с прямым подражанием этому великому храму Византии, сколько с воспроизведением ритуала службы в Софии, который предусматривал пребывание на хорах как императора, так и патриарха. Появление такого типа хор в средневизантийской архитектуре свидетельствует о значительности памятника. Мы не можем сказать, что какой-то император был в Ликии, но это и не обязательно: любой крупный монастырь является императорским богомольем и потому всегда ждет государя и ктитора, что хорошо известно по более позднему древнерусскому материалу, а также по западноевропейским королевским обителям.

Общий вид с юга

При рассмотрении храма в Дере-Агзы встает вопрос о способах и границах архитектурного «импорта» из столицы в византийскую провинцию. В самом Константинополе храмы такого типа не встречаются, но в византийской архитектуре есть еще очень похожий храм в Визе, городе к северу от столицы, во Фракии. Церковь Софии в Визе, сооруженная в средневизантийское время (вероятнее всего в X в.), даже по размерам похожа на храм в Дере-Агзы, но много проще в деталях. Мы предполагаем, что перед нами два разных пути импорта – в Визе провинциальный зодчий взял лишь столичный тип, тогда как в Дере-Агзы приехал константинопольский архитектор, который привез с собой и мастеров среднего звена, создавших ниши на фасадах и мраморные карнизы, придавшие памятнику блеск придворной архитектуры.

Интерьер восточной части храма

Храм в Дере-Агзы является свидетельством распространения в столице типа «вписанный крест» с «базиликальными хорами». Об этом же, в меньшей степени, говорит и храм в Визе. В дальнейшем этот тип в сочетании с пятиглавием (тоже столичной чертой) встречается в зодчестве Мистры XIII–XV вв. Разрушения Константинополя привели к тому, что в самой столице памятников такого типа мы не знаем, однако по тому, как ведет себя провинция, мы с уверенностью можем предположить, что они там были.

<<вернуться   далее>>

вверх

 Школа

   

14.11.2004 XII-MMIV
Владимир Седов
Стиль Вечного мира, или Польский ренессанс в Москве

   

 Школа - объект

   

14.11.2004 XII-MMIV
Владимир Седов
Храм в Дере-Агзы

   

 Школа - вещь

   

14.11.2004 XII-MMIV
Ирина Седова
Косморама с «Екатерингофским гуляньем»

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна