|
|
Что делают ньюсмейкеры?
Ольга Орлова Звезды по-русски XIX-MMVI - 06.11.2006
Тема нынешней Арх-Москвы – звездная архитектура. Известно, что российские
архитекторы к звездности относятся скептически. Кураторы на словах с ними не
согласны. «Необходимо, чтобы было на кого равняться», – заявили они и впервые
ассимилировали западных звезд в Арх-каталог выставки. Здесь наряду с ведущими
российскими архитекторами были представлены такие светила мирового масштаба,
как Норман Фостер, Заха Хадид и Доминик Перро. Однако архитекторы, коими
являются сами кураторы, мыслят не словами, а образами. Логотип выставки
выражал потаенные интенции Влада Савинкина и Владимира Кузьмина. Матерчатость
звезд – смысловое дно придуманного ими образа: на колышущейся ткани аляповатые
звезды. Такие же – на рубашке, в которую был одет разгуливающий живой
метафорой между экспонатами Арх-Москвы куратор Савинкин. Западные звезды
выступать под предложенной вывеской-логотипом оказались готовы, наши – нет,
сопротивлялись, напрочь отказываясь по призыву кураторов равняться на Запад.
Супротив наспех напечатанных кое-как проектов Захи Хадид и Нормана Фостера –
доскональная графика в оригинале на стендах Сергея Скуратова (1-я премия в
номинации «Лучший проект» за жилой дом в Тессинском переулке). Вместо
свалочного принципа у Эрика ван Эгерата – все выигравшие и проигравшие проекты
– центрирующая всю экспозицию Арх-Москвы продуманность названного лучшим
стенда-макета «Проекта Меганом» («Архитектором года» назван не конкретный
архитектор, а бюро). Звездная тематика нынешней Арх-Москвы сформировала еще
один редут оппозиции внутри отечественного блока, вытеснив в откровенные
маргиналы фаворитов выставки прошлых лет. Юрий Аввакумов показал маленький
макет дома Константина Мельникова с золотыми зонтиками, вероятно, призванными
защитить наследие от дождя западных звезд на российскую землю. Евгений Асс
представил телепроект «Заборы» – тоже весьма интравертный жест. Отснял
простодушные, рукотворные, многоликие заборы в российском селении Расторгуево
и без конца показывал их в темном загончике на выходе из Арх-каталога. «Заборы
– это то, что отличает нашу архитектуру от западной», – прокомментировал Асс.
И наконец, бессменный лауреат Арх-Москвы на протяжении последней пятилетки
Александр Бродский и вовсе удалился в деревню, выставив единственный свой
арт-проект в рамках небольшой экспозиции фестиваля «Архстояние
Никола-Ленивец». Разместил кушетку, как пьедестал, в кладбищенской ограде. Так
сказать, классик при жизни. Можно и отдохнуть, посмотреть на настоящие звезды.
Образ звезд, тянущий на то, чтобы стать программным для отечественного блока
Арх-Москвы этого года, родился по соседству от пристанища Бродского, также в
рамках экспозиции фестиваля «Архстояние». Бюро «Проект Меганом» представило
макет миниатюрного дома, все стены и двускатная крыша которого были покрыты
дырочками. Дырочки не простые, должны быть просверлены под разным углом и
разного диаметра. Внутри лампочка – 500 ватт. Так создается эффект звездного
неба. Тема света – производная от темы звезд. Она была намечена в проектах
западных авторов. Будь то светоносный кокон проекта реконструкции Мариинского
театра в Санкт-Петербурге Доминика Перро, или подсвеченный изнутри мастером по
аккумуляции света в своих постройках Норманом Фостером макет башни «Россия» в
Москва-Сити. Даже мрачноватая Заха Хадид свой дом на улице Живописной в Москве
сделала белесым. В российской же архитектуре концепт света наиболее полно был
реализован в работах «Проекта Меганом». Это и стеклянные по всей наружной
окружности стены домов в Ялте. Это и укомплектованный стеклянными кубами дом в
Коробейниковом переулке – второй диплом в номинации «Лучший проект». Это и
представленная на специально организованном Дне света «Luxury village». Юрий
Григорян рассказывал, как скривлял пространство и гасил его пафос. Соавтор по
проекту Борис Князев – как заполнял пространство светом, с помощью немецкой
технологии рассеивающих линз добиваясь эффекта «закат в горах». Архитектор
года 2005 Михаил Хазанов проповедовал нашествие на Россию хай-тека и
постановку этой техногенной машины на поток. Хотя и не отрицал гармоничного
сосуществования различных рукотворных миров, как между собой, так и с миром
природы. Вообще третий этаж на Арх-Москве этого года оказался самым
техногенным. Здесь было много штырей и других колюще-режущих хай-тековских
оттопыренностей. Оппозиционной третьему этажу стала небольшая размещенная в
разделе мебели экспозиция фестиваля «Архстояние Никола-Ленивец». Техногенную
машину тут взяли в оцепление: Евгений Асс представил коврик с грузовиком в
луже, поглощаемым со всех сторон бушующей тугой зеленью. Вот где настоящая
потенция архитектуры. Здесь возможны две интерпретации: не то речь идет о
победе телесности-бионики, не то – что мы сумеем-таки, наплевав на веяния
западного мейнстрима, изобрести в архитектуре нечто новое, русское и достойно
все это отстроим. Потому, возможно, и архитекторы с таким явным удовольствием
придумывали объекты для фестиваля «Архстояние».
вверх
|
|
|