|
|
Что делают ньюсмейкеры?
Владимир Седов
Наследие в опасности
XVIII-MMVI - 10.08.2006
В Москве в апреле
состоялась международная
конференция и открылись сразу
4 выставки. И конференция и выставки были посвящены одной
теме – охране и реставрации
архитектурного наследия XX в.,
прежде всего – в России. Конференция «Сохранение архитектуры
XX века и Всемирное наследие», проведенная под эгидой
ЮНЕСКО, ICOMOS, DOCOMOMO
и организованная профессором МАРХИ Натальей Душкиной,
собрала десятки исследователей авангардной архитектуры из
России и других стран. В круглых
столах, семинарах, ознакомительных экскурсиях и пленарных
заседаниях принимали участие
и архитекторы, и искусствоведы,
и представители авторитетных
общественных организаций,
ставящих своей целью защиту
авангардных сооружений в нашей
стране и на Западе. На конференции была принята Декларация
(публикуется в нашем журнале),
а сами заседания завершились
удивительным концертом-фуршетом на пустынной ночной станции
«Кропоткинская».
Открытые в Музее архитектуры выставки были призваны привлечь
внимание публики к красоте
памятников советской архитектуры и к их состоянию, чаще всего
плохому, а также к хрупкости всей
этой архитектуры, уже вошедшей
в старческий возраст и потому
ранимой и слабой перед лицом
вторжений извне.
В анфиладе главного здания музея
висели огромные листы с авторской графикой архитекторов,
создавших московские «высотки» позднесталинского времени,
а начинали этот ряд гигантские
перспективы Дворца Советов
Иофана. В это трудно поверить,
но высотные здания Москвы
уже воспринимаются как памятники, а потому включаются в круг
объектов, которые следовало
бы сохранить в неприкосновенности. Представительная выставка
привлекает внимание прежде
всего к их красоте, оставляя идеологию за скобками.
В Аптекарском приказе висели
фотографии наших памятников
конструктивизма и немецких памятников того же времени
и стиля. Справа все сияло
хирургической белизной с металлическим отливом, а слева
все разваливалось, да к тому же
над «нашими» фото были поставлены красные фонари опасности.
В общем ужас, оправдывающий
название выставки – «Репрессированная архитектура».
В корпусе-руине располагались
фотографически воспроизведенные руины объектов 1920-х гг.,
любовно зафиксированные английским фотографом Ричардом
Пэйром. Из-за высокого качества фотографий сожаление на
выставке «Потерянный авангард»
часто соседствовало с гордостью –
несмотря на зафиксированное
плохое состояние.
И, наконец, в главном корпусе
музея располагалась еще одна
выставка – «Советский модернизм. 1955–1985». Объекты,
выставленные здесь в виде
фотографий, было как-то автоматически жаль, хотя они вроде и не
разваливались. Их, видимо, наша
общественность только открывает
заново, и выставка была одной
из заявок на внимание и уход,
которого послесталинский советский модернизм заслуживает, но
еще пока не заслужил – еще не
пришло время, но скоро придет.
МОСКОВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О СОХРАНЕНИИ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ XX ВЕКА
Собравшись в Москве по случаю
Международной конференции
«Heritage at Risk – Сохранение
архитектуры XX века и Всемирное
наследие» (17-20 апреля 2006 г.)
и Международного дня памятников по приглашению и благодаря
гостеприимству Правительства
Москвы, Российской академии
архитектуры и строительных
наук, Федерального агентства
по культуре и кинематографии,
Комитета по культурному наследию города Москвы, Комитета по
архитектуре и градостроительству
города Москвы и многих других
российских организаций, чтобы
поделиться опытом и научными
достижениями в области сохранения зданий и градостроительных
ансамблей, составляющих культурное наследие XX века,
Учитывая позитивный контекст
недавних исследований и мировой практики, а также благодаря
развитию международного сотрудничества, осуществляемого через
неправительственные организации,
профессиональные и академические связи,
Принимая во внимание приверженность Российской Федерации
Конвенции по Всемирному наследию, принятой в 1972 г.,
и, следовательно, к декларированному в ней стремлению
к применению высочайших стандартов и требований к выявлению,
реставрации, охране и управлению
объектов культурного наследия
в России, в особенности включенных в Список Всемирного
культурного наследия,
Признавая выдающийся вклад
русского авангарда в историю
мировой архитектуры и острую
необходимость сохранения этого
наследия, имеющего международное значение, во благо нынешних
и будущих поколений,
Сознавая усилия организаций и учреждений, занимающихся защитой,
восстановлением и сохранением
богатого наследия Москвы в его
полноте и подлинности, в особенности объектов, связанных с XX
веком,
Выражая обеспокоенность сегодняшним состоянием далеко
зашедшего разрушения, а также
степенью и разнообразием угроз
многим из этих всемирно известных ансамблей и памятников,
И напоминая всем органам власти
о том, что реставрация, как
показывают проведенные исследования и мировой опыт, является
долгосрочной экономической
и культурной инвестицией, участники международной конференции:
Обращаются к соответствующим
государственным и профессиональным организациям с просьбой
срочно предпринять необходимые меры для обеспечения
охраны, защиты и предотвращения дальнейших повреждений
зданий и сооружений XX века,
достойных включения в списки
памятников, и в особенности
памятников и ансамблей, уже
находящихся под охраной. В число
необходимых действий входит
развертывание систематических историко-архитектурных
исследований, публикаций, просветительских программ,
направленных на разъяснение значения и культурной роли
наследия XX века. Необходимо
совершенствование работы по
сбору, хранению и обработке документальных фактографических
данных о памятниках архитектуры
ХХ века, а также по обследованию
и оценке их состояния, по применению новейших реставрационных
методик, способных сохранить
для будущего как отдельные
сооружения и группы зданий, так
и градостроительные ансамбли,
составляющие наследие XX века.
Крайне актуальны исследования,
касающиеся специфики приспособления сооружений XX века
к современному использованию.
Призывают органы государственной власти к строгому соблюдению
законов о защите культурного
и природного наследия, и в особенности – к необходимости
финансирования программ по
исследованию, консервации и реставрации объектов наследия
XX века, обладающих выдающейся ценностью для всего мира;
настаивают на строгом применении международных научных
принципов, отраженных в многочисленных международных хартиях
по консервации и реставрации,
а также Конвенции по Всемирному
наследию.
Признавая успех программы
Всемирного наследия в целом
и, в частности, в стимулировании
культурного туризма, участники
призывают к поддержке устойчивого использования нашего
наследия в интересах социальной и экономической пользы для
местных жителей, общенационального и международного сообществ.
ICOMOS и DO.CO.MO.MO. выявили
факт крайне низкого представления архитектуры XX века в Списке
Всемирного наследия. Номинирование сооружений XX века
в качестве потенциальных объектов Всемирного наследия должно
поддерживаться и поощряться во
всем мире.
Выражают свою готовность к сотрудничеству с властями города
Москвы и Российской Федерации
для достижения поставленных
целей охраны и сохранения этого
уникального наследия XX века
в соответствии с высочайшими
стандартами и международными
принципами.
Рекомендуют российским властям
поднять уровень защиты наиболее ценных объектов наследия ХХ
века, придав им статус памятников
федерального значения. Считают
целесообразным подготовить предложения для включения в Список
Всемирного наследия таких выдающихся произведений российской
архитектуры ХХ века, как: Дом
Наркомфина арх. М. Гинзбурга,
клуб им. Русакова, клуб «Каучук»
и собственный дом архитектора
К. Мельникова, Дом-коммуна арх.
И. Николаева, радиобашня инж.
В. Шухова, станция метро «Маяковская» арх. А. Душкина.
Констатируя, что значительная
часть архитектурного наследия ХХ
века находится в пределах стран
Содружества Независимых Государств, призывают архитекторов
и органы власти и управления
в странах бывшего Союза развернуть программу международного
сотрудничества в области историко-архитектурных исследований,
восстановления и охраны памятников архитектуры ХХ столетия, в том
числе формирование транснациональных проектов со странами СНГ
по включению выдающихся памятников эпохи авангарда в Список
Всемирного наследия.
вверх
|
|
|